Тимур Мусин: «Инсайдеры хотят получить либо максимальную прибыль, либо причинить максимальный вред»
Инсайдерская торговля – довольно распространенный вид нарушения во всем мире, несущий вред как принципу здоровой конкуренции на...Инсайдерская торговля – довольно распространенный вид нарушения во всем мире, несущий вред как принципу здоровой конкуренции на фондовом рынке, так и, в частности, эмитентам, компаниям-участницам рынка и их клиентам. О том, необходимо ли организациям проводить определенные процедуры с инсайдерами, наподобие тех, которые проводятся с аффилированными лицами и лицами, связанными особыми отношениями, и каковы меры борьбы с манипулированием рынка ЦБ «Капитал.kz» решил узнать у главного специалиста департамента комплаенс-контроля АО «АТФ Банк» Тимура Мусина.
– Кого сегодня в Казахстане можно считать потенциальным инсайдером? Что подразумевает под собой понятие «инсайд» в казахстанской практике?
– Согласно казахстанскому законодательству, инсайдерская информация представляет собой достоверную информацию о ЦБ, сделках с ними, а также об эмитенте, выпустившем ЦБ, осуществляемой им деятельности, составляющей коммерческую тайну, а также иной информации, не известной третьим лицам, раскрытие которой может повлиять на изменение стоимости ЦБ и на деятельность их эмитента. Соответственно инсайдером является лицо, владеющее доступом к данной информации. Зачастую потенциальными инсайдерами являются владельцы (акционеры, владельцы долей) или их аффилированные лица, менеджмент и другие сотрудники организаций, в том числе организаций, оказывающих последним услуги по аудиторским проверкам, консалтингу и прочим направлениям, имеющие доступ к информации в силу своих должностных или функциональных обязанностей, а также представители государственных органов.
– Является ли инсайдерская торговля распространенным видом нарушения в мировой практике?
– Скандалы, периодически сотрясающие финансовый мир и широко освещаемые мировыми СМИ, показывают, как часто участники рынка ЦБ, нарушая этические нормы ведения бизнеса, используют инсайдерскую информацию. Именно, опираясь на нее, недобросовестные инсайдеры осуществляют определенные операции, целью которых является получение максимальной прибыли или причинение максимального вреда своему конкуренту в целях поглощения или доведения до банкротства.
– В Казахстане работает Закон «О рынке ценных бумаг». В нем прописаны запреты для участников рынка по распространению подобного рода информации?
– Закон устанавливает требования к профессиональным участникам РЦБ, в частности, о необходимости при предоставлении своих услуг соблюдать условия, позволяющие избегать противоправного использования сведений, составляющих коммерческую тайну и инсайдерскую информацию. Так, профессиональным участникам рынка ценных бумаг запрещено использовать такие сведения для нарушения естественного ценообразования и дестабилизации фондового рынка. В свою очередь их внутренние документы должны содержать условия обеспечения сохранности инсайдерской информации, не допускающие ее использование в интересах компании – профессионального участника, ее работников и иных лиц.
– Насколько нам известно, внесены изменения и дополнения в Закон о минимизации рисков банковской деятельности и финансовых организаций.
– Да. Например, статья закона о РЦБ была существенно расширена за счет установления требований к содержанию внутренних документов профессионального участника рынка, направленных на защиту конфиденциальной информации. Теперь документы должны содержать перечень информации, относящейся к инсайдерской, порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации, правила внутреннего контроля для разграничения прав доступа и недопущения возможности неправомерного использования информации инсайдерами. Такие правила публикуются на государственном и русском языках на сайте компании. Также должен быть порядок ведения, поддержания в актуальном состоянии списка лиц, обладающих доступом к информации, и исключения их из списка и многое другое. В итоге организациям необходимо проводить определенные процедуры с инсайдерами, наподобие тех, которые проводятся с аффилированными лицами и лицами, связанными особыми отношениями. Кроме того, лица, подпадающие под понятие инсайдера, не имеют права использовать информацию при совершении сделок с ЦБ, передавать третьим лицам или делать доступной, за исключением случаев, предусмотренных законами РК. Также запрещено предоставлять третьим лицам рекомендации о совершении сделок с ЦБ, основанные на инсайдерской информации.
– Какое наказание предусматривается в случае доказанного инсайдерства?
– Разумеется, казахстанское законодательство предусматривает соответствующие санкции и штрафы. В частности, согласно Кодексу об административных правонарушениях, действия по использованию инсайдерской информации при совершении сделок с ценными бумагами и их производными инструментами, как и незаконная передача такой информации третьим лицам, влекут штраф в размере 200 МРП для физического лица и 600 МРП для юридического лица. Также предусмотрен штраф для должностных лиц компаний в размере 400 МРП. Однако данные цифры верны только в случае, если действия не причинили крупного ущерба. Функцию по регулированию и надзору за деятельностью субъектов РЦБ осуществляет комитет по надзору финансового рынка и финансовых организаций Нацбанка, который, в свою очередь, осуществляет контроль за манипулированием на рынке ЦБ, заключением на рынке ЦБ сделок с использованием инсайдерской информации или информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну.
– Наш менталитет таков, что поделиться информацией с родственником или другом может и не восприниматься как инсайдерство.
– Без сомнения, тесные родственные отношения являются очень важным элементом в жизни человека, так как близкие люди, и в особенности семья, являются главенствующим приоритетом для человека не только на Востоке, но и во всем остальном мире. Однако защита подобной информации должна быть максимально усилена, так как основные составляющие бизнеса – инновации и безопасность подвержены огромному риску в случае их разглашения «не тому лицу». Главным способом изменить подход к инсайдерской информации, а именно сделать его более серьезным остается увеличение наказания за неправомерные действия с инсайдерской информацией. В свою очередь каждый должен понимать, что создание равных условий для всех участников рынка позволит сделать его более привлекательным для потенциальных инвесторов и участников и окажет положительное влияние на развитие экономики и в целом материальное благосостояние всего общества.
– В чем может заключаться борьба с инсайдом и манипулированием на фондовом рынке?
– Необходимы конкретные меры контроля за инсайдерами, а также усиление ответственности инсайдеров путем увеличения размеров штрафов и иных санкций, в том числе, например – продолжительный или пожизненный запрет для должностного лица занимать аналогичные должности. В свою очередь развитие и повсеместное внедрение компаниями института комплаенс-контроля или иных подразделений по работе с инсайдерами позволит местным компаниям создать дополнительные защитные барьеры в виде специализированных «китайских стен», регулирующих информационные потоки внутри компании, а также дополнительных структур двойного контроля и мониторинга, усиливающих информационную безопасность компании.
– Какие случаи привлечения к ответственности за инсайд в мировой практике вы могли бы отметить?
– Из последних случаев можно выделить дело по основателю хедж-фонда Раджа Раджаратнама, осужденного на 11 лет лишения свободы за инсайдерскую торговлю. Штраф же составил $92,8 млн. Рынок США в силу своего объема и активности довольно часто сталкивается со скандалами, связанными с фактами инсайдерской торговли.
– Опыт каких стран мог бы стать полезным в борьбе с инсайдом в Казахстане?
– Хотел бы выделить опыт Соединенных Штатов Америки. В частности, в целях борьбы с инсайдерами на территории страны действует Комиссия по ценным бумагам и биржам – специальный орган SEC (Security Exchange Commissiom), в функции которого, кроме всего прочего, входит выявление случаев неправомерного использования инсайдерской информации и инсайдерской торговли. Кроме того, особый интерес к данному роду преступлений проявляет Федеральное бюро расследований (ФБР), которое тесно взаимодействует с собственными источниками в различных организациях. Также о качестве работы уполномоченных органов первой экономики в мире говорит количество выявленных фактов. Несмотря на мощную и хорошо проработанную законодательную базу США, там довольно часто встречаются случаи использования инсайда и проведения торговли информацией с последующими разоблачениями и расследованиями.
Касательно ситуации на местном рынке, учитывая проведение IPO в рамках специализированной госпрограммы по размещению акций государственных компаний среди населения и соответствующее оживление рынка, меры государства по минимизации рисков кажутся правильными и своевременными. Последние изменения в законодательстве значительно затронули вопрос борьбы с инсайдом, что очень актуально, учитывая прецеденты в мировой практике. Предупреждения и борьба с неправомерным использованием инсайда на данном этапе очень важны для нормального развития бизнеса в Казахстане, так как только при легальном ведении бизнеса, исключающем использование инсайдерской информации, возможны честная конкуренция и динамичное развитие.
– Есть такая формулировка – «цена на инсайд». Сколько она может составлять в среднем в странах СНГ и в Казахстане, в частности?
– Затрудняюсь ответить. Естественно, сумма, как правило, ниже того, что можно получить, и может варьироваться от нуля для инсайдера, являющегося источником инсайдерской информации, или приближенного к нему лица. Однако, относительно противоправных действий, правильней будет сказать, что цена указана в законодательстве страны, и это, как правило, штраф или срок.
Мариям Бижикеева
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.