Нурлан Алдабергенов: «Сейчас важно гармонизировать законы стран ТС»

Законодательная работа стран-участниц Единого экономического пространства идет по запланированному графику. Первостепенными зада...

Законодательная работа стран-участниц Единого экономического пространства идет по запланированному графику. Первостепенными задачами на ближайший год, по словам Нурлана Алдабергенова, члена коллегии (министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии, станут гармонизация законодательства и повышение конкурентоспособности отечественных производителей продуктов и услуг.

 – Нурлан Шадибекович, Евразийская экономическая комиссия функционирует уже год. Можно ли подводить какие-то итоги?

 – Для начала хочу напомнить, что Евразийская экономическая комиссия была создана 1 января текущего года. Это наднациональный орган, который решает в основном экономические вопросы. В настоящее время у нас нет границ, и поскольку они открыты, идет активный товарообмен. За последний год его объем значительно возрос. Это большое достижение, и это только начало большой интеграции, которую мы изначально закладывали в вопросах сотрудничества. Любое открытие границ – это самое величайшее достижение в решении вопросов торговли того или иного государства. Это дает возможность предпринимателям свободно перемещаться из одной страны ЕЭП в другую. Но в то же время у стран-участниц возникают следующие вопросы: каким будет законодательство и как будет работать правовое поле в рамках сотрудничества. Первым делом, на наш взгляд, должна пройти гармонизация законодательства России, Беларуси и Казахстана.

 – Что подразумевается под гармонизацией законодательства трех стран в области конкурентной политики?

 – Мы должны адаптировать наши законы. Если, к примеру, предприниматель из Беларуси знает правила бизнеса на своем рынке, знает поведение субъектов, знает, какие имеются меры пресечения нарушений, и решает наладить бизнес в России, то сталкивается уже с другими правилами. Для того чтобы облегчить товаропроизводителям жизнь и для того чтобы товарообмен шел преимущественно в правовом поле, первая задача, которая стоит перед нами, это гармонизация законодательства в области конкурентной политики. Между Казахстаном, Беларусью и Россией есть соглашение, которое предусматривает решение вопросов гармонизации. До июля следующего года планируем гармонизировать законодательство в области антимонопольной политики. Закон о конкуренции у трех государств есть, но с ним также требуется провести работу. Первое из государств, которое уже будет принимать закон с поправками о конкуренции с учетом тех требований, которые предъявляют Единое экономическое пространство, Евразийская экономическая комиссия на предмет гармонизации, это Республика Казахстан. Думаю, что в ближайшие месяцы будет вноситься на обсуждение закон о конкуренции с учетом новых поправок.

На втором месте идет Беларусь. Там закон о конкуренции с учетом требований гармонизации рассматривается в правительстве. В Российской Федерации закон сейчас находится в федеральных органах, на рассмотрении исполнительной власти. Эта работа – первый этап гармонизации. До июля следующего года все три страны-участницы должны полностью гармонизировать антимонопольное законодательство и зафиксировать дату исполнения. Следующая задача – устранение барьеров. Именно для этого и была создана комиссия. Барьеры бывают на законодательном уровне, на уровне постановления правительства, на уровне ведомственных актов и актов центральных исполнительных органов. Эту задачу мы также должны разрешить до июля следующего года. В октябре следующего года, поскольку мы уже гармонизируем наше законодательство, главами трех государств будет принят документ, где зафиксируется факт выполнения этих видов работ.

 – Как решаются вопросы единой конкурентной политики на территории ТС? В чем заключается работа комиссии?

 – Евразийская экономическая комиссия имеет несколько основных направлений, по которым ведет работу. Это вопросы экономики, интеграции, таможенной политики, технического регулирования, транспорта, энергетики, антимонопольного законодательства. Все эти направления очень важны. И одним из важных направлений также является конкурентная политика. Это вопросы антимонопольного регулирования, то есть меры пресечения, правил поведения на рынке субъектов. Также вопросы ценового регулирования, тарифной политики, вносятся и рассматриваются вопросы государственных закупок. Поскольку у нас границы открыты, поэтому каждый предприниматель, каждое юридическое или физическое лицо хотят участвовать в различных конкурсах, проводимых тем или иным государством.

– Каковы различия в государственном антимонопольном регулировании Казахстана, России и Беларуси?

– Законы очень близки. Существенных различий в этом плане нет. К примеру, в России случай злоупотребления доминирующим положением принимается и в Казахстане, и в России – до 10% от полученного необоснованно дохода. В законе Беларуси – до 15%. Цифры не совсем разнятся. Наша задача их приблизить. Другой вопрос – барьеры в области лицензирования. В настоящее время, допустим, и Казахстан, и Беларусь свободно реализуют табачные изделия на территории Беларуси, но поскольку эта область лицензируемая, ее сначала необходимо получить. Здесь могут возникнуть административные барьеры. Либо, например, юридические услуги. Казахстанский юрист в Беларуси работать не сможет, так как ему также необходимо будет получить лицензию. Вот эти все барьеры нужно обсуждать и выравнивать.

 – Бытует мнение, что за основу документов, принимаемых в рамках формирования единой конкурентной политики, берется антимонопольное законодательство одной из стран-участниц Таможенного союза.

 – Этот вопрос часто задают. Нельзя выделить, что законодательство какой-то из трех стран лучше. К примеру, возьмем Республику Беларусь. Здесь антимонопольное законодательство очень жесткое, с большими штрафами, и практически введено государственное ценовое регулирование. Поэтому в данной части все регламентировано. Мы понимаем, что с одной стороны, надо сделать нормы посвободнее. Но с другой стороны, жесткое регламентирование ужесточает и укрепляет порядок.

 – Какие меры пресечения будут приниматься в отношении нарушителей антимонопольного законодательства?

 – При нарушении субъектом антимонопольного законодательства применяется штрафная санкция. Это 10% от объема полученного дохода. В настоящее время она действует и останется в данных законопроектах. Но необходимо вводить более мягкие нормы – предостережение, предупреждение. Это профилактические меры, которые хотя бы на определенном этапе несколько воспитывают. Сейчас в этом плане соответствующий законопроект проходит обсуждение. Если мы примем эти нормы, конкуренция между странами улучшится, выйдет на более высокий уровень.

 – Расширение рынка, безусловно, повлекло за собой усиление конкуренции. Выдерживает ли Казахстан натиск бизнесменов остальных стран-участниц ЕЭП?

 – Это хороший вопрос и он довольно часто обсуждается в прессе. Мы сейчас можем зайти в магазин, и увидим увеличение ассортимента продуктов. Для потребителей это хорошо. Если, конечно, не смотреть на такие экономические явления, как инфляция, поднятие цен на электроэнергию или ГСМ. Но в этом плане перед производителями сейчас ставится очень серьезная задача. Они должны быть уже конкурентоспособными. В этих условиях они должны уметь вести борьбу, должны быть более инновационными, должны конкурировать, осваивать рынки. Перед нашими бизнесменами, предпринимателями задача должна стоять даже не как в оборонительной части, а должна стоять наступательная задача вхождения в рынки других государств. Тогда мы сможем быть конкурентоспособными.

 – Как вы оцениваете активность наших бизнесменов, их заинтересованность?

 – Динамика положительная. Думаю, что картина будет вырисовываться по истечении года. Пока мы видим увеличение ассортимента, а давать оценку предпринимателям еще рано. Они должны адаптироваться, перенастроиться. В этом случае можно будет давать оценку. Сейчас волей наших глав государств созданы все условия, рынки открыты, правовое поле отрабатывается, какие есть барьеры – устраняются. Все делается для наших предпринимателей.

Мариям Бижикеева

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤