Потенциальные жертвы крупного бизнеса
К чему приведет повышение земельного налога?Повышение земельного налога в нынешних условиях станет причиной возникновения социал...К чему приведет повышение земельного налога?
Повышение земельного налога в нынешних условиях станет причиной возникновения социальной напряженности и благоприятной почвой для зарабатывания политических дивидендов деструктивными силами. Это, в конечном счете, поставит под вопрос само существование фермерских хозяйств и фермерского движения в целом. Таким мнением с «Капитал.kz» поделился Ауезхан Даринов, президент Союза фермеров Казахстана.
«Меры по повышению налоговой нагрузки в 5-10 раз на земли сельскохозяйственного назначения коснутся только категории крестьянских или фермерских хозяйств. Однако это никоим образом не затронет 7 тыс. сельхозпредприятий страны в виде АО, ПК, а также зерновых холдингов. В итоге при практической реализации такой идеи пострадают 170 тыс. действующих крестьянских хозяйств, которым даже в условиях льготного налогообложения и единого земельного налога не всегда удавалось свести концы с концами. А многократное повышение налоговой нагрузки может окончательно их добить», – убежден г-н Даринов.
По его мнению, основная причина неудовлетворительного использования земель сельхозназначения – не уровень земельного налога, а ограниченность материально-технических и финансовых возможностей сельхозтоваропроизводителей на фоне недостатка государственной поддержки высокорискованного сельхозпроизводства.
«Уровень субсидирования в развитых странах на порядок выше, чем в РК. Для сравнения: в странах Евросоюза доля субсидий от валовой стоимости продукции сельского хозяйства составляет 48-50%, в США – 28%, в Японии – более 70%, тогда как в Казахстане – около 4%. На мой взгляд, для начала необходимо довести уровень господдержки отечественных фермеров до показателей развитых стран, а затем браться за налоговую реформу с целью ее совершенствования», – полагает г-н Даринов.
Напомним, в Казахстане с целью предотвращения фактов неиспользования земель сельскохозяйственного назначения планируют повысить земельный налог. Кроме того, введена новая норма, согласно которой, местные исполнительные органы могут в одностороннем порядке расторгать договоры с арендаторами, если те не выполняют требования, прописанные в документе.
Президент Союза фермеров Казахстана уверен, что через повышение налоговой нагрузки решить проблему нерационального или неэффективного использования земель сельхозназначения не удастся.
«Те субъекты агропромышленного комплекса (АПК), которые не обрабатывали землю и не платили налоги, в большинстве своем имеют влиятельных покровителей. А потому не факт, что они и в дальнейшем будут законопослушными налогоплательщиками. Простые фермеры, не имеющие какой-либо поддержки со стороны, могут и без налогового кнута вернуть неиспользуемые земли государству», – считает г-н Даринов.
Отметив, что вопросы проектирования внутрихозяйственного землеустройства, а также соблюдения правил севооборотов можно успешно решать и в условиях мелкого и среднего производства. Другими словами, хозяйствующим субъектам необязательно иметь огромные площади.
«Нельзя однозначно связывать низкую эффективность использования сельхозугодий с мелкотоварностью производства. Во многих странах основу сельскохозяйственной деятельности составляют именно мелкие и средние фермеры, имеющие в среднем 20-50 га. При этом они достаточно эффективны и конкурентоспособны. И в отличие от наших фермеров, у них в достаточном количестве высокопроизводительная техника и передовые технологии», – поясняет эксперт.
По его словам, вся проблема заключается в разработке современной технической политики, ориентированной на мелкотоварное производство с элементами малой механизации и системами машин, позволяющих эффективно работать на небольших площадях. Также необходимо активизировать роль государства и отраслевых союзов в укреплении производственной интеграции и, прежде всего, за счет кооперирования мелких и средних товаропроизводителей.
«Назрела необходимость кардинального пересмотра действующего законодательства в области земельных отношений. До сих пор в республике земля не считается объектом купли-продажи и не имеет цену. Хотя при разработке Земельного кодекса такое направление имело приоритетный характер. Второй момент – ошибочность передачи в долгосрочную аренду земель, которые ранее использовались местным населением в качестве пастбищ и сенокосных угодий. Это может негативно повлиять на намерения правительства по возрождению системы отгонного животноводства и планы по строительству колодцев на отдаленных пастбищах», – говорит г-н Даринов.
Подчеркнув, что для наведения порядка и усиления контроля над рациональным использованием земель сельхозназначения следует активизировать работу земельной инспекции. В частности, путем ужесточения требований и восстановления неоправданно оптимизированных областных структур, а также сокращенных до невозможности районных подразделений земельной инспекции.
«Сегодня численность региональной инспекции по Акмолинской, Карагандинской и Павлодарской областям составляет всего 22 человека при наличии 2 служебных автомашин. И чтобы достичь безусловного исполнения законодательства в области земельных отношений, этого недостаточно», – сетует президент Союза фермеров Казахстана.
Как объяснили «Капитал.kz» в пресс-службе Министерства сельского хозяйства Казахстана (МСХ РК), земли сельхозназначения выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране.
«Сегодня все принятые меры в части повышения ответственности землепользователей за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения административно понуждают их к рациональному использованию земли. Однако практика рыночных отношений показывает, что эти меры не решают главного вопроса – экономической заинтересованности со стороны предпринимательства в максимально эффективном использовании земли», – говорят в ведомстве.
По данным Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами, площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 93,7 млн га. К этой категории отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным организациям. В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского хозяйства, садоводства и других видов сельскохозяйственной деятельности.
«Многие сельхозтоваропроизводители, имея большую площадь земель, не используют в полном объеме ее потенциал, во многих случаях земля используется не по назначению. Такое положение сдерживает развитие экономики страны, не позволяя в полной мере реализовать задачи по скорейшей индустриализации аграрной отрасли», – считают в пресс-службе МСХ РК
С 2012 по 2014 год включительно по поручению главы государства проводится инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения. По предварительным результатам уже выявлено более 18 тыс. земельных участков общей площадью 6,8 млн га, в том числе 1,9 млн га пашни, не используемых владельцами.
«Одна из объективных причин такого положения – низкая плата за владение землей, которая позволяет получать землю про запас, ничего на ней не делать и не нести при этом существенных затрат. Следует отметить, что законодательство по уплате земельного налога для юридических лиц с периода реформ 1990 годов и для крестьянских или фермерских хозяйств с 2003 года не пересматривалось», – поясняют в Минсельхозе.
В этой связи сейчас прорабатывается вопрос по совершенствованию системы налогообложения, предусматривающей увеличение земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения. При этом общая налоговая нагрузка для эффективных землепользователей останется на действующем уровне.
Согласно Налоговому кодексу РК, обложению земельным налогом подлежат только земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и земли промышленности. Остальные категории земель облагаются только в случае их передачи в постоянное или первичное безвозмездное временное землепользование. На основании такого распределения устанавливаются базовые ставки земельного налога.
«В настоящий момент исчисление земельного налога по землям сельскохозяйственного назначения, согласно существующему порядку налогообложения, устанавливается пропорционально баллам бонитета в расчете на 1 га и дифференцируется по качеству почв от 0,48 тенге до 202,65 тенге», – пояснил «Капитал.kz» Ануар Джумадильдаев, председатель Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан (НК МФ РК).
Базовые налоговые ставки на земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные физическим лицам для ведения личного домашнего хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки при площади до 0,50 га включительно, устанавливаются в размере 20 тенге за 0,01 га, а на площадь, превышающую этот показатель, – 100 тенге за 0,01 га.
Ануар Джумадильдаев также отметил, что в рамках исполнения поручений главы государства под эгидой МСХ РК создана рабочая группа. В ее состав вошли представители Министерства экономического развития и торговли РК, Министерства юстиции РК, Министерства финансов РК, в том числе Налогового комитета, а также бизнес-сообщества. Ее цель – рассмотрение вопроса по увеличению эффективности использования земель сельхозназначения.
Виктор Климов
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.