КEGOK решит проблему энергодефицита юга страны
Алматы станет энергонезависимым городом благодаря реализации проекта строительства высоковольтных линий Шульбинской ГЭС (Семей –...Алматы станет энергонезависимым городом благодаря реализации проекта строительства высоковольтных линий Шульбинской ГЭС (Семей – Акторгай –Талдыкорган – Алматы).
Напомним, что единая электроэнергетическая система Казахстана подразделяется на три зоны. Западная зона системы полностью удовлетворяет потребности населения западной части страны отчасти собственной электроэнергией и за счет поставок электричества из России. Северная зона энергосистемы, куда входит северная, центральная и восточная области РК, является энергоизбыточной. А вот южная зона – энергодефицитной.
Северная и южная зоны единой энергетической системы соединены двумя линиями энергопередачи, однако их мощностей не хватает для обеспечения южной зоны достаточными объемами электричества. Но, по заверениям представителей компании KEGOK, реализация проекта строительства высоковольтных линий Шульбинской ГЭС позволит разрешить проблему дефицита электроэнергии юга РК.
«Целью проекта является обеспечение перспективного спроса на электроэнергию и повышения надежности электроснабжения потребителей Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Алматинской областей, обеспечение надежной схемы электроснабжения Актогайского ГОК, предусмотренного Картой индустриализации на 2010-2014 годы. Кроме этого, повышение надежности электроснабжения Актогая, Талдыкоргана, Алматы, а также создание необходимой инфраструктуры для возможности электрификации участков железной дороги (Актогай – Алматы, Актогай – Достык, Актогай – Моинты), увеличение транзитного потенциала НЭС Казахстана; дополнительное усиление транзита Север – Юг и связи восточной зоны с ЕЭС Казахстана», – рассказал Ермахамбет Атакулов, директор департамента капитального строительства KEGOK.
По планам, проект будет завершен к 2018 году. На сегодняшний день направление высоковольтных трасс уже согласовано со всеми необходимыми инстанциями, разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта.
В рамках данного проекта в Алматы прошли общественные слушания по предварительной оценке воздействия на окружающую среду строительства этих высоковольтных линий. В ходе общественных слушаний Ардак Джагипарова, главный специалист инновационно-технического отдела департамента развития Национальной электрической сети, рассказала, что разработка предварительной оценки воздействия на окружающую среду (ПредОВОС) строительства проекта проведена в соответствии с «Инструкцией по проведению оценки воздействия намечаемой и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации», утвержденной приказом министра охраны окружающей среды РК от 28 июня 2007 года № 204.
Согласованные и утвержденные в установленном порядке материалы ПредОВОС будут служить основанием для принятия решения о хозяйственной необходимости, экологической безопасности и социальной целесообразности инвестиций в строительство, а также получения акта выбора земельного участка для размещения объектов и последующего составления проектно-сметной документации.
Согласно СП «Санитарно-эпидемиологические требования по установлению санитарно-защитной зоны производственных объектов», санитарный разрыв вдоль трассы ВЛ-500 кВ проекта составит 30 метров от проекции на землю крайних фазных проводов в направлении, перпендикулярном к высоковольтным линиям.
В ПредОВОС, предоставленной компанией KEGOK, сказано, что трасса ВЛ не будет пересекать особо охраняемые природные территории. Снос строений по трассе не предусматривается. Отводы земель для строительства ВЛ 220-500 кВ рассчитаны согласно нормам отвода земель для электрических сетей напряжением 0,4-1150 кВ. Всего изымаемых площадей по выгону: временное пользование – 3196,08 га, постоянное пользование – 304,49 га. Всего изымаемых площадей по пашне: временное пользование – 59,86 га, постоянное пользование – 1,48 га.
Основными источниками загрязнения при строительстве и реконструкции будут специальная строительная техника, автотранспорт, которые оказывают негативное воздействие на воздушный бассейн.
Отметим, что реализация проекта выполняется в соответствии с «Программой по развитию электроэнергетики в Республике Казахстан на 2010-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства РК № 1129 от 29 октября 2010 года, а также «Долгосрочной стратегией развития компании KEGOK на период до 2025 года», утвержденной советом директоров АО «KEGOK».
Строительство данного проекта обойдется в 60 млрд тенге, финансирование предполагается осуществить за счет привлечения заемных средств и собственных средств АО «KEGOK».
Венера Гайфутдинова
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.