Олжас Худайбергенов: «Непонятна цель проведения «народного IPO»

Интенсивность происходящих в мире экономических изменений вызывает потребность не только ориентироваться в курсе доллара, но и в...

Интенсивность происходящих в мире экономических изменений вызывает потребность не только ориентироваться в курсе доллара, но и в стоимости акций компаний-эмитентов. В свою очередь, приобретенные знания пробуждают интерес современного казахстанца и подталкивают его к активным действиям – приобретению ценных бумаг. Именно на такого частного инвестора рассчитывают сторонники программы «народного IPO». О том, почему отечественных инициаторов программы не отпугнул неудачный российский опыт и на какие ориентиры должен обращать внимание казахстанский частный инвестор «Капитал.kz» рассказал директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов.

– Правительство Казахстана не отпугнули неудачи российских госкомпаний в программе «народного IPO». На какие, по Вашему мнению, ресурсы рассчитан оптимизм казахстанского аналога?

– Дело в том, что непонятна цель проведения «народного IPO». Инициаторы ожидают, что поучаствуют около 160 тыс. человек за 5 лет выведения всех компаний на рынок. Если каждый вложит около $1000, то это составит около $160 млн, что является очень маленькой суммой, а в разрезе 5 лет вообще мизерной для акционера – ФНБ «Самрук-Казына». Дело в том, что годовая чистая прибыль фонда составляет около $4 млрд. Возможно, поэтому озвучиваются какие-то иные, неосязаемые цели, например, повышение финансовой грамотности. Раньше этот вопрос был своеобразной модной фишкой у тех, кто продвигал неправильные финансовые реформы в стране, особенно в финансовом секторе, но теперь же это стало какой-то отговоркой на все случаи жизни – ради нее проводят IPO, ее отсутствием пытаются обосновать неудачи пенсионной системы, не говоря уже о фондовом рынке. Под финансовой грамотностью предполагается, что население должно разбираться в терминах фондового рынка и инвестиционного анализа, что представляется совершенно невозможным – поверхностное понимание не способствует грамотности или даже ведет к ненужным ошибкам, когда человек думает, что знает и действует. Более глубокое знание предполагает, что человек должен оставить свою профессию и заняться фондовым рынком – это могут позволить себе только очень богатые люди, склонные не сами изучать, а нанимать команду профессиональных аналитиков.

Если же обратиться к опыту развитых стран, то их население работает с профессиональными брокерами, которые и объясняют «куда» вкладывать, «сколько» и «почему». Более того, финансовая грамотность предполагает, что население не просто должно знать финансовые термины, а вообще использовать эти знания так, чтобы не допустить убытков от вложений в любые активы. При этом почему-то упорно не хотят сравнивать с ситуацией в США и Японии, где эта «фишка» провалилась – сколько бы население, и уже тем более аналитики всякого рода не были финансово грамотными, они все без исключения пострадали от кризиса.

– Есть ведь еще и более оптимистичный сценарий.

– Есть. Согласно ему, программа сможет привлечь около $3 тыс. с одного инвестора, что в сумме может составить около $500 млн. Но даже при таком оптимистичном сценарии объем средств едва ли превысит 10% от чистой прибыли фонда, которая была получена в 2010 году. Иначе говоря, наличие или отсутствие инвестиций со стороны населения некритично для фонда. Более того, в экономике не стоит вопрос, куда разместить сбережения населения, в отличие от активов пенсионных фондов, которые испытывают дефицит инвестиционных инструментов – так, по состоянию на май 2012 года 58,5% пенсионных активов были вложены в государственные ценные бумаги и депозиты, фактически нивелируя саму суть частной модели пенсионной системы.

Такой же вопрос встает по активам Нацфонда, если их объемы будут расти или возвращены в Казахстан из зарубежных вложений. Эта нелогичность прикрывается целями нематериального плана – ставится задача, чтобы население могло принимать участие в развитии флагманов своей страны и получить свою долю от их прибыли. Однако это легко достижимо через более простые и понятные инструменты, не предполагающие риски для населения.

– На что, по Вашему мнению, изначально стоит обратить внимание потенциальным частным инвесторам?

– Если учесть нарастающий кризис в европейских странах, планирующуюся мягкую посадку экономики Китая, развертку кризисных явлений в США после выборов президента, то совершенно непонятно желание продвигать народное IPO, несмотря ни на что. Думаю, самым правильным будет проведение простого, не народного, IPO с максимальным числом ограничений, чтобы отсечь тех, у кого не хватает денег на решение обычных своих материальных проблем. Чтобы не допустить их, необходимо акцентировать внимание населения на рисках, нежели на потенциальном доходе. Этот дисклеймер является обычной практикой инвестиционных компаний, когда они работают с клиентом. Иначе население воспринимает любые заявления государства как нечто имеющее гарантию.

Более того, на фоне российских неудач, ФНБ «Самрук-Казына» должен установить ограничения по цене акции и сумме заявки таким образом, чтобы решение об инвестировании приняли те, кто имеет достаточный объем сбережений и имеет все необходимые возможности, чтобы защищать себя как миноритария. В обратном случае, население, не имея ни средств, ни должных знаний, просто выкинет бумагу вместе с доверием к государству. И если так и случится, то последствием будут не только рост протестных настроений, но и вообще резкое снижение доверия к государству, а ведь доверие населения – это одно из базовых условий осуществлений любых реформ в стране.

– Какие «грабли», учитывая российский опыт, сможет обойти казахстанская программа «народного IPO»?

– Цены на сырье сейчас находятся на пике и цены на акции сырьевых компаний высокие. Поэтому по ним динамика смотрит вниз – и как бы не получилось так, что цены на акции пойдут вниз аккурат после их продажи.

– Какие объекты для инвестирования интересны в каждом из трех запланированных этапов?

– ФНБ планирует выставить компании в 3 этапа: 1 этап – во 2-3 квартал 2012 года будут выставлены акции АО «КазТрансОйл», АО «КЕГОК», затем в 2013 году – АО «КазТрансГаз», АО «Казмортрансфлот» и АО «Самрук-Энерго», в 2014-2015 годах – АО «Казахстан темир жолы» и АО «Казтемиртранс». Также планируется выставить на IPO акции АО «КазМунайГаз» и АО «Казатомпром», однако сроки пока не определены, а потому возможно их включение в 3-й этап либо реализация отдельным этапом. В качестве основного брокера и трансфер-агента выбрали не банк, а АО «Казпочта», которое, в принципе, обладает правом осуществлять ряд финансовых операций. В целях содействия населению уже подготовлено 2000 сотрудников компании во всех регионах. Ожидается, что будет привлечено около 160 тыс. розничных инвесторов. Для сравнения: в России по всем 3 компаниям было привлечено 276 тыс. человек, а сами IPO по времени были разбросаны на год.

Учитывая, что в Казахстане на IPO планируется вывести 9 компаний в течение 5 лет, то цифра в 160 тыс. человек вполне оправдана. Надо отметить, что технически вся необходимая инфраструктура уже готова, и, скорее всего, никаких проблем непосредственно во время размещения акций не возникнет. Однако есть высокая вероятность того, что появятся проблемы потом, после того, как размещение будет объявлено успешным.

– Интерес к программе возникает и из чистого любопытства. Например, насколько выгодно размещение по программе самим госкомпаниям, которые в принципе могут обойтись без частного инвестора. И чем выгодно приобретение акций частным инвесторам?

– Выгодно только богатым физлицам, которым некуда вложить свои деньги и поэтому они держат их на депозите, которым интересны само управление компанией и дивиденды, а не выигрыш или проигрыш по цене. И чем больше пакет акций, тем больше выгоды.

– Есть ли у Вас приблизительная сумма, на которую готов раскошелиться казахстанец, чтобы называться частным инвестором?

– Считаю, что этим должны заниматься только действительно богатые люди – у них есть не только финансовые возможности, не только кадры, которые могут вести аналитику и сопровождать процесс принятия решений, но также и иные возможности, включая ведение судебных дел для защиты своих прав как миноритория.

Мариам Бижикеева

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤