Казахстанские перевозчики потеряют часть рынка
Для казахстанских автоперевозчиков въезд на узбекскую территорию станет дороже. Так как альтернативы автомобильной дороге через...Для казахстанских автоперевозчиков въезд на узбекскую территорию станет дороже. Так как альтернативы автомобильной дороге через Узбекистан нет и в ближайшее время не предвидится, отечественным перевозчикам придется привыкать к новому порядку въезда, инициированному узбекской стороной. Но даже в этом случае они потеряют часть рынка перевозок в южном направлении.
Недавно узбекские власти ввели сумму сбора со всех иностранных перевозчиков при въезде в Узбекистан в размере $300. Под эту меру попали и казахстанские перевозчики. Если ничего не поменяется до конца текущего года, то с 1 января 2013 года каждая казахстанская фура должна будет оставить на границе вышеуказанную сумму. Правда, при условии, что транспорт везет груз из третьей страны и у водителя не окажется соответствующего разрешения.
Кроме этого, как отметили в Министерстве транспорта и коммуникаций РК со ссылкой на сообщение Министерства иностранных дел Узбекистана, со следующего года въезд иностранных автотранспортных средств на территорию этой страны будет осуществляться только в соответствии с положениями подписанных двусторонних соглашений в области международных автоперевозок грузов.
В сообщении указывается, что на сегодняшний день между правительствами Казахстана и Узбекистана действует соглашение о международном автомобильном сообщении, согласно которому казахстанские перевозчики не оплачивают сбор за въезд/выезд и транзит между двумя странами.
«Вместе с тем, с 1 января 2013 года перевозки в/из третьих стран в Республику Узбекистан будут осуществляться только по разрешениям, которыми обмениваются компетентные органы Казахстана и Узбекистана. Для выяснения более подробной информации министерством направлены запросы в компетентные органы Узбекистана с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию», – говорится в сообщении.
Что и следовало узнать
Кстати, автотранспорт никогда не курсировал между странами без соответствующих разрешений. А смысл нововведений узбекской стороны как раз в том, что ранее разрешение на проезд выдавалось госорганами Узбекистана непосредственно на границе. По новому порядку казахстанским перевозчикам необходимо заранее, а не на границе, получить разрешения в соответствующих госорганах Узбекистана.
Понятно, что новый порядок получения разрешений сильно усложнит жизнь казахстанских перевозчиков. Им, быть может, придется открывать свои филиалы в Узбекистане, чтобы самостоятельно решать проблемы с получением разрешений. Если же им придется получать разрешения через Министерство транспорта и коммуникаций РК, то и это займет довольно много времени.
Безусловно, какое-то время перевозчикам придется мириться с проблемами транзита, но в перспективе нужны маршруты в обход территории Узбекистана. Опыт свидетельствует, что узбекская сторона в любое время может закрыть границу без указания причин, и тогда перевозки в южном направлении могут застопориться.
Нет выхода
Перевозчикам придется работать в условиях отсутствия альтернативы автомобильной дороги, которая идет через Узбекистан.
Если по железной дороге в обход территории Узбекистана все более-менее понятно, то по автомобильной дороге – нет никакой ясности. Железная дорога Узень –Туркменистан – Горган должна взять на себя часть грузопотока, который сейчас идет через Узбекистан. Хоть какая-то, но все же альтернатива. По автомобильной дороге нет даже направлений, по которым казахстанские перевозчики могут объехать Узбекистан.
Между тем Министерство транспорта и коммуникаций (МТК) РК более-менее успешно работало с соседями в условиях получения разрешений на границе. Тогда как опыта работы с государственными органами соседней страны на территории Узбекистана у ведомства просто нет. Безусловно, опыт – дело наживное, но период времени, пока МТК будет налаживать новый порядок взаимоотношений с узбекским профильным ведомством, для перевозчиков может оказаться самым трудным.
По данным МТК, численность автопредприятий составляет свыше 22 тыс. единиц, а общее число физических и юридических лиц, занимающихся коммерческими перевозками, составляет порядка 150 тыс. человек. И все эти люди могут лишиться части своего бизнеса, связанного с перевозками грузов из третьих стран в Узбекистан.
Несомненно, узбекскую сторону понять можно. Она собирается навести порядок на своей границе и поставить заслон практически бесконтрольному въезду казахстанского транспорта на свою территорию. В этом плане политика узбекских властей очень напоминает политику китайских властей. Казахстанские перевозчики вынуждены возить грузы из третьих стран в Китай только до казахстанско-китайской границы. Далее, из-за протекционистской политики китайских властей, груз перегружается на китайский автотранспорт.
В любом случае, казахстанские перевозчики часть своего рынка перевозок в Узбекистан потеряют. Вопрос лишь в том, какие это будут объемы, и как они повлияют на казахстанский бизнес.
Артем Борисов
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.