Финпол сменил маску
Защитить малый и средний бизнес (МСБ) от незаконного вмешательства со стороны государственных структур и исключить факты проведе...Защитить малый и средний бизнес (МСБ) от незаконного вмешательства со стороны государственных структур и исключить факты проведения необоснованных проверок. Этим намерена заниматься рабочая группа, созданная при Департаменте по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (ДБЭКП) по Алматы. В нее вошли представители финансовой полиции, акимата, предприниматели и руководители пяти бизнес-ассоциаций.
«Создание рабочей группы обусловлено необходимостью усиления взаимодействия с институтами гражданского общества по профилактике совершения коррупционных и экономических преступлений. Уже состоялось первое заседание, на котором обсуждались основные направления деятельности. На постоянной основе будут рассматриваться вопросы, связанные с необходимостью устранения административных барьеров, препятствующих работе субъектов малого предпринимательства», – сообщили «Капитал.kz» в пресс-службе ведомства.
Рабочая группа также будет содействовать финансовой полиции и в пресечении фактов коррупции. При этом бороться будут не только с госслужащими, но и с недобропорядочными сотрудниками финпола.
«Будем препятствовать навязыванию алматинским бизнесменам лишних хлопот. Например, оформлению ненужных документов и усложнению ведения бизнеса с коррупционной подоплекой. Ни для кого не секрет, что и в финансовой полиции есть нерадивые сотрудники, которые пытаются вмешаться в деятельность бизнеса, с целью вымогательства взяток», – объясняют в пресс-службе ДБЭКП.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия между представителями бизнес-ассоциаций и другими участниками рабочей группы, а также оперативного рассмотрения возникающих вопросов обеспечивается прямая связь. Кроме того, еженедельно по средам Амирхан Аманбаев, начальник Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Алматы, проводит личный прием предпринимателей.
«Существует телефон доверия как у финансовой полиции, так и у рабочей группы. На сайте публично размещаются все решения, для того чтобы люди знали: есть структура, готовая поддерживать алматинских бизнесменов. Это своего рода посыл предпринимательскому сообществу, что сегодня финансовая полиция не та, какая была раньше. И, судя по первым действиям руководства ДБЭКП, настроенного на решительную смену своих силовых направлений, – это не просто смена маски с зубастого крокодила на Красную Шапочку», – рассказал «Капитал.kz» Геннадий Шестаков, председатель Ассоциации таможенных брокеров РК.
По его словам, в Казахстане малый и средний бизнес существует вопреки всему. Даже, несмотря на то, что в совокупности налоговое и таможенное законодательство не позволяет ему развиваться в полной мере.
«У нас нет ни одного торгового бренда или компании, которая бы начинала с малого предпринимательства, потом доросла до среднего и выросла в крупный бизнес. Это говорит о том, что налоговая политика вообще не настроена на то, чтобы в перспективе МСБ мог расти. Хотя и предпринимаются какие-то попытки в части изменения налогового законодательства, но пока это неформальный анализ по накоплению чужого оправдавшего себя опыта», – сетует г-н Шестаков. По его мнению, чтобы быстрее и эффективнее устранить бюрократические барьеры, препятствующие нормальному развитию бизнеса, нужен комплекс мер. Начиная с отмены проведения плановых проверок и заканчивая элементарными изменениями в налоговом администрировании.
«Доходы в бюджет от налога на добавленную стоимость (НДС) составляют менее 1%. Но его администрирование настолько жесткое, что проще взять и полностью отменить НДС по всем направлениям. Тогда возрастет легализация фирм и все будет гораздо проще. Что касается плановых проверок, которых нигде нет в развитых странах, так как это сразу подтверждение презумпции вины – так вообще все предприниматели получаются нарушителями. Нужно создать систему управления рисками, чтобы налоговик выезжал целенаправленно к нарушителю и искал то, что нарушено, а не на предприятие с хорошими оборотами, у которого так или иначе он что-нибудь да найдет. Сейчас кругом минные поля, в итоге ты хоть прыгай, хоть ползи – все равно нарвешься», – уверен председатель Ассоциации таможенных брокеров РК.
Как считает эксперт, практически весь малый и средний бизнес страны сосредоточен в Алматы. А потому и не случайно, что рабочая группа по защите субъектов МСБ создана именно здесь. Однако подобные организации необходимо создавать во всех регионах Казахстана.
«Большинство инноваций в бизнесе завязываются в основном в Алматы. Этот регион по сравнению с другими дает большую часть поступлений в республиканский бюджет. Общеполитические цели понятны, и сегодня Алматы выступает не только как испытательный полигон, но и как пример для других областей. Ведь крупный бизнес особо в защите не нуждается, свои вопросы он решает иным путем и на другом уровне. А для МСБ финансовая полиция как раз может стать защитником интересов предпринимателей», – говорит г-н Шестаков.
Аналогичных взглядов придерживается и Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей РК. «Крупный бизнес в Казахстане защищать нет надобности. У них на это есть свои ресурсы и огромный штат юристов. Да и потом он вхож во все высокие кабинеты, где и решаются проблемы. МСБ действительно нуждается в защите, и этим занимаются бизнес-ассоциации, а не государственные структуры, призванные поддерживать предпринимателей», – в беседе с «Капитал.kz» сказал г-н Назханов.
По его мнению, отечественные госорганы с удовольствием рапортуют о регистрации новых фирм, однако публично не дают информации о количестве добровольно ликвидированных компаний, приостановивших свою деятельность. А это, в свою очередь, могло бы не только прояснить общую картину с состоянием малого бизнеса и эффективностью его поддержки со стороны государства, но и позволило адресно направлять бюджетные деньги в рамках различных государственных программ.
«Подавляющая часть МСБ в республике занята в сфере торговли и предоставления услуг, потому что заниматься производством товаров достаточно сложно. На это требуются значительные финансовые и административные ресурсы. Практически все последние программы рассчитаны на производителей, которых в стране итак немного, но те в долгах как в шелках. Соответственно они неинтересны для банков, в итоге – ходьба по замкнутому кругу», – убежден г-н Назханов.
Добавив, что для более динамичного развития МСБ в стране необходимо концептуально поменять как Кодекс об административных правонарушениях, так и уголовное законодательство. Нужно проводить масштабные реформы в сфере экономики, в числе которых выборность акимов всех уровней, а также персональная ответственность руководителей госструктур за деятельность по поддержке и развитию бизнеса. Помимо этого важно добиться прозрачности в распределении бюджетных средств МСБ через систему государственных закупок.
«Как известно, поставлена задача довести долю МСБ до 40%. В развитых странах эта цифра находится на уровне 50-80%. В Казахстане на протяжении многих лет без изменений – в районе 17-20%, потому как буйным цветом расцветает монополизация во многих сферах экономики, тормозящая развитие конкурентного рынка. Давно пора переходить на электронные формы оформления документов. Предприниматель не должен обивать пороги кабинетов и просить разрешение на тот или иной вид деятельности. В конце концов, за счет его налогов содержатся все те же чиновники. А у нас парадоксальная ситуация: работники бюджетных сфер зачастую живут более зажиточно, чем представители малого бизнеса», – объясняет вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей РК.
По его словам, чтобы искоренить коррупцию в стране, следует максимально сократить количество государственных органов, обладающих контрольно-надзорными функциями. Достаточно 2-3 проверяющих организаций, причем необязательно государственных.
«С приходом нового руководства Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью заметна тенденция поменять имидж организации. К сожалению, финансовая полиция раньше наводила ужас на предпринимателей. При проведении своих оперативных мероприятий сотрудники этой структуры грубо нарушали права бизнесменов. А порой даже в рядах самого финпола обнаруживались коррупционеры, которые преступным путем нажили многомиллионное имущество», – заключил г-н Назханов.
Своим мнением с «Капитал.kz» поделился и Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей. «За 15 лет при госорганах создавались различные комиссии по защите МСБ, и все не могут защитить. Прям какой-то парадокс! Но самое главное – так и не изменено отношение к экономике и к бизнесу в частности. Сегодня концепция и методы таковы: деньги любой ценой и прямо сейчас, а если не выколотим налогами, то сдерем штрафами. И, к сожалению, эта политика по сей день остается доминирующей», – говорит г-н Ямбаев.
Подчеркнув, что нужно ослабление фискальной и административной политик, кардинальное сокращение, а также пересмотр функций и полномочий контрольно-надзорных органов.
«При регулярном фискальном, налоговом и административном прессинге отечественный бизнес не сможет адекватно развиваться. Как правило, крупные предприниматели в Казахстане либо рождаются, либо назначаются, а малые так и умирают. Да, правительство постоянно сокращает административные барьеры, но их почему-то меньше не становится. Вот и получается: одни – строят, другие – разрушают, третьи – защищают», – полагает г-н Ямбаев.
Кстати, согласно правилам проверок субъектов малого и среднего бизнеса, каждый случай необоснованного вмешательства сотрудников финансовой полиции в деятельность МСБ рассматривается как чрезвычайное происшествие. И в случае выявления фактов незаконных проверок руководители и исполнители будут привлекаться к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения.
«Организация рабочей группы по защите МСБ – это не воля или доброе расположение контрольных органов, а обязательная норма закона. То есть при каждой госструктуре должен существовать экспертный совет, вот только на практике их эффективность чрезвычайно низкая. Радует то, что сегодня у финансовой полиции появилось желание защищать и помогать бизнесу. Мы будем вместе работать и стараться, чтобы Казахстан стал страной равных возможностей и свободной конкуренции», – заявил президент Алматинской ассоциации предпринимателей.
По его мнению, у экономики Казахстана есть все шансы не только встать на одну ступень с Европой или Россией, но и превзойти их по этому показателю. Главное – выстроить на доверии взаимоотношение государства и бизнес-сообщества, потому что по-другому никак не получится.
«У предпринимателя нет уверенности в завтрашнем дне, и как следствие – нет мотивации к развитию. А ведь у страны есть все предпосылки для успешного развития, но мы до сих пор топчемся на месте. Китай уже в космос успел слетать и попутно одеть полмира. Казахстан до сих пор на 80% импортозависимое государство. Причина – неэффективная модель управления экономикой. И дело даже не в защите МСБ, а в объективном развитии, то есть не надо мешать людям создавать свое дело», – резюмировал Виктор Ямбаев.
Виктор Климов
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.