Часом больше – ничего страшного
Когда весь мир стремится к более высокой интенсивности труда, в Казахстане предлагают увеличить рабочий день с 8 до 9 часов. Есл...Когда весь мир стремится к более высокой интенсивности труда, в Казахстане предлагают увеличить рабочий день с 8 до 9 часов. Если такое предложение пройдет, то мы станем самой оригинальной страной мира. Правда, если нашей оригинальности дадут достойную оценку.
Совсем недавно казахстанец Жандос Сарсенбаев предложил переименовать министерство труда и социальной защиты населения в министерство всеобщего труда и социальной защиты населения, а также увеличить официальный рабочий день до 9 часов при пятидневной рабочей неделе.
«Почему бы Казахстану, если не довести официальную рабочую неделю до 50-60 часов в неделю, то хотя бы до 45 часов в неделю (по 9 часов в день, чтобы сохранить пятидневку) часов? Данные меры увеличили бы в обществе уважение к труду и создали бы более отрицательное отношение к молодым и не очень бездельникам, которые, имея здоровье, силы, время и определенные таланты, тем не менее, не желают работать за небольшие, как им кажется, деньги», – написал он в блоге министра.
В ответ депутат мажилиса Мурат Абенов заметил, что увеличение продолжительности рабочего дня с 8 до 9 часов приведет к росту числа производственных травм и ухудшит психологическую атмосферу в рабочих коллективах.
Принеси то, не знаю, что
Казахстан пережил бум потребления, в результате которого отчетливо проявились иждивенческие настроения. В свою очередь, иждивенчество раскрутило маховик кризиса. А кризис как раз и ударил по потреблению.
Жандос Сарсенбаев утверждает, что 9-часовой рабочий день выработает в обществе отрицательное отношение к молодежи, не желающей работать 8 часов за небольшие деньги. Интересное наблюдение, но слегка алогичное. Во-первых, сложно представить ситуацию, когда под давлением общественности молодежь вдруг воспылает желанием усердно работать за небольшие деньги. Во-вторых, зачем молодежи работать за небольшие деньги, если работодатель может дать хорошие деньги. Продление рабочего дня на 1 час не сделает работу более привлекательной. Между увеличением рабочего дня и желанием работать нет прямой взаимосвязи.
Хотя стоит признать, что качество профессиональной подготовки молодежи не соответствует ее нынешним потребностям. Думается, работодателю нет никакого резона платить хорошие деньги за плохо выполненную работу.
Что нам даст 1 час?
На сегодняшний день увеличение рабочего дня на один час не позволит увеличить эффективность труда и, как заметил г-н Абенов, «приведет к росту числа производственных травм и ухудшит психологическую атмосферу в рабочих коллективах».
С этим утверждением согласны эксперты независимого аналитического центра Института Австралии. По их данным, слишком долгий рабочий день негативным образом сказывается на психике и физике человека.
В итоге был сделан следующий вывод: количество рабочих часов в неделю следует сократить до 30-35. «Австралия имеет один из самых гибких рынков труда в мире. Но правительству следует ввести временные ограничения, как это сделано в странах Европы», – говорит руководитель исследований Ричард Деннис. Действительно, в ходе опроса более 60% работающих сверхурочно респондентов жаловались на физическую слабость. А 58% заметили, что работа не позволяет им проводить достаточно времени в кругу семьи. 35% сетовали на невозможность полноценно питаться из-за отсутствия обеденного перерыва.
Кстати, австралийские исследователи правы. Еще в декабре 2008 года европейцам запретили работать дольше 48 часов в неделю. Европейский парламент обязал власти стран – членов Евросоюза с 2012 года строго ограничить рабочую неделю граждан 48 часами.
С 1993 года власти примерно половины стран Евросоюза предоставляют гражданам право работать больше 48 часов в неделю, установленных правилами ЕС. Для этого нужно подписать специальное соглашение с работодателем. С 2012 года использование такой схемы на территории ЕС стало незаконным.
Но есть страны, недовольные новшеством. Так, Правительство Великобритании, разрешающее гражданам страны увеличивать рабочее время, намерено оспорить решение Европарламента. Британский министр труда Пэт МакФэдден заявил: «Свобода выбора продолжительности рабочего дня успешно действует в Великобритании». По словам МакФэддена, правительство будет защищать эту свободу.
Правда, есть и ярые сторонники. Так, решение об отмене сверхурочной работы встретило громкое одобрение европейских профсоюзов.
60 часов – не меньше
Впрочем, встречаются и радикальные варианты. Так, в ноябре 2010 года глава комитета по рынку труда Российского союза промышленников и предпринимателей Михаил Прохоров подготовил проект поправок к Трудовому кодексу. В частности, комитет предлагает законодательно закрепить возможность введения с согласия работника 60-часовой рабочей недели. Сейчас – 40 часов в неделю. Комитет также предлагает разрешить работодателю менять трудовой договор «по причинам экономического характера», а также сократить с нынешних двух до одного месяца срок обязательного предупреждения работника об увольнении. Кроме того, работодатели предлагали предоставлять оплачиваемые отпуска для сдачи экзаменов только тем работникам, которых они сами направили на обучение. Аргумент, кстати, приводился довольно веский: жесткое трудовое законодательство сдерживает модернизацию производства.
Сейчас, по оценкам экспертов, Россия отстает от развитых стран по производительности труда в три-четыре раза. В Казахстане производительность труда в 1,5 раза ниже, чем в развитых странах.
Через несколько месяцев г-н Прохоров дал некоторые пояснения. По его словам, больше работать нужно тем, кто хочет больше потреблять, то есть «белым воротничкам», рассчитывающим на «иномарки, японские телевизоры и отпуска за границей».
«Я не говорю про шахтеров, металлургов и рабочих у станка. Там с интенсивностью труда куда лучше, чем у «белых воротничков»... «Белые воротнички» – это 80 процентов. И они, в общем-то, больше всех хотят потреблять. А мы говорим: «ребята, если мы хотим больше потреблять, надо начинать больше и лучше работать». По-другому никак», – заметил бизнесмен.
По мнению Михаила Прохорова, упадок социализма и кризис европейской системы объясняются именно тем, что каждый человек, вне зависимости от желания работать, был обеспечен необходимым минимумом. А это не может способствовать экономическому развитию. Вот в Китае, отмечает он, сделали другой выбор. «Это единственно верный путь. Хотим хорошо жить – надо вкалывать. Лучше жить – это значит больше работать», – подчеркнул бизнесмен.
Тогда против инициативы г-на Прохорова выступили не только профсоюзы, но и власть. Ни тогдашний президент Дмитрий Медведев, ни премьер Владимир Путин не поддержали поправки в Трудовой кодекс.
Но, как представляется, дело вовсе не в продолжительности рабочего дня. Какой бы она ни была, ответственные работники будут продолжать работать на совесть, а безответственные работники – бить баклуши.
Артем Борисов
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.