Не только деньги, но и трансферт знаний
Правительство собирается упростить процедуру в сфере недропользования. Главное, чтобы вместе с ростом объемов иностранных инвест...Правительство собирается упростить процедуру в сфере недропользования. Главное, чтобы вместе с ростом объемов иностранных инвестиций в Казахстан пришли новые знания и технологии.
Министр индустрии и новых технологий РК (МИНТ) Асет Исекешев поручил соответствующим структурным подразделениям ведомства проработать до конца сентября механизмы упрощения процедур в сфере недропользования. «В рамках исполнения поручения главы государства о снятии административных барьеров перед бизнесом Асет Исекешев поручил соответствующим структурным подразделениям МИНТ РК проработать до конца сентября текущего года механизмы упрощения процедур в сфере недропользования», – отмечается в пресс-релизе МИНТ. Однако упрощение процедур не должно кардинально повлиять на качество заключаемых с недропользователями контрактов.
Сроки намерены сократить
Так, по действующему порядку, процедура предоставления геологической информации на основе прямых переговоров на один объект занимает более 200 дней. По поручению г-на Исекешева сроки этой процедуры должны уменьшиться в среднем до 40 дней.
Сейчас длительность процедуры предоставления геологической информации на основе конкурса составляет 70 дней. Согласно поручению министра, сроки должны сократиться в 3,5 раза – до 20 дней.
Кроме того, в настоящее время с момента подачи заявки в комитет на ознакомление с геологической информацией и определение занятости объекта с координатами до получения заявителем необходимой информации уходит свыше 150 дней. Асет Исекешев поручил и эту процедуру сократить примерно на треть.
Кстати, этот вопрос был поднят еще в апреле первым вице-премьером РК Сериком Ахметовым на горнопромышленном форуме «Майнекс Центральная Азия 2012». Об этом говорили и иностранные инвесторы. В частности, генеральный директор компании Central Asia Metals Ник Кларк в ходе форума отметил необходимость создать условия для работы малых и средних компаний. Указав, что решение должно приниматься на уровне правительства, он отметил, что необходимо «сокращение бюрократии, сокращение временных затрат».
Причем сокращение процедур должно способствовать прозрачному проведению тендеров. О тендерах, результаты которых вызывают сомнения, говорил и директор Центрально-азиатского геологоразведочного управления Rio Tinto Крис Велтон. «Решения по тому, кто выиграет в том или ином конкурсе или тендере, не являются до конца прозрачными. И сам процесс тендера часто приводит к тому, что шансы выиграть для инвестора очень низкие и скользкие», – заявил он. По его словам, иностранные инвесторы «с нетерпением ожидают возможности для развития горнорудного сектора Казахстана при определенном изменении в законодательстве и в подходах правительства к этому сектору».
Поручение г-на Исекешева по сокращению процедур в сфере недропользования и есть реакция казахстанского правительства на пожелания инвесторов.
Десятикратный рост финансирования – шаг смелый
Правительство за счет сокращения процедур собирается нарастить объемы иностранных и иных инвестиций в горнорудную отрасль. Чтобы инвесторам было комфортнее и спокойнее, казахстанские власти готовы также разделить риски с инвесторами.
Вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев заявил, что правительство рассмотрело возможность увеличения государственного финансирования на проведение региональных геологоразведочных работ. Уже имеются и конкретные цифры. По словам г-на Сауранбаева, это до 60 млрд тенге ежегодно. В первую очередь софинансирование будет осуществляться на геологоразведку цветных, благородных, редких и редкоземельных металлов.
Безусловно, готовность правительства выделять деньги на самых ранних этапах разведки – есть готовность идти на больший риск. Если правительство рискует, значит, оно надеется, что и инвесторы будет более охотно рисковать. Вполне логично.
Причем риск на самом деле большой. До настоящего времени правительство ежегодно выделяло на геологоразведку 7-8 млрд тенге.
Правда, председатель правления АО «НК «Казгеология» Булат Ужкенов не уверен в том, что правительство выделит 60 млрд тенге. По его словам, объемы финансирования могут составить 45-50 млрд тенге в год. Но и при таком финансировании, заметил г-н Ужкенов, новые объекты, куда сейчас недропользователи идут неохотно, станут коммерчески привлекательными и будут передаваться в частную конкурентную среду или национальным компаниям.
Нынешнее положение в сфере привлечения инвесторов сложно назвать благоприятным. Согласования, как указано выше, занимают до 200 дней. Но не только это. Инвестор уже на первоначальном этапе вкладывает свои деньги, потом получает информацию, передает ее государству и ждет… Для сравнения: в Бразилии и Африке эта процедура занимает три месяца.
Инвесторы готовы привлекать больше денег в Казахстан, если процедуры получения контракта на геологоразведку будут предельно упрощены. По мнению директора горного департамента ТОО «ENRC Kazakhstan» Наримана Арипова, это будут суммы, сопоставимые с финансированием геологоразведки со стороны правительства (60 млрд. тенге в год).
Не только деньги…
Иностранные инвесторы прекрасно осведомлены о специфике ведения бизнеса в Казахстане, считает старший аналитик лондонской консалтинговой компании GPW Кейт Маллинсон. Так, некоторые инвесторы вводят в состав руководства своих казахстанских дочерних предприятий местные кадры. По словам г-жи Маллисон, инвестор может преодолеть казахстанскую бюрократию быстрее, если казахстанцы являются участниками высшего руководства. «Они гораздо лучше понимают бюрократию, чем иностранцы, имеют большую социальную сеть по всей стране. И, наконец, нужно понимать, что многие чиновники полагаются на местных консультантов», – заметила она.
Кроме всего прочего, инвесторы четко знают, что местные власти могут интерпретировать законы так, как они это понимают. Г-жа Маллисон называет это «альтернативной интерпретацией».
Впрочем, инвесторы знают о Казахстане если не все, то многое. Они понимают, что привлеченные в руководство казахстанцы могут стать бесполезными, как только происходит смена руководства региона. «Поддержание постоянных взаимоотношений с местной властью может быть проблемой, и в этом плане операции в Казахстане могут оказаться очень неудачными», – думает Кейт Маллисон.
Ну, и самое главное. Казахстанские власти пережили период, когда республика являлась чисто ресурсной страной. Поэтому, по мнению г-жи Маллисон, инвесторы должны без промедления «решать вопросы трансферта знаний и технологий».
Аманжол Сагындыков
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.