Налево пойдешь…
Представитель российской компании «Транснефть» счел демпингом решение оператора казахстанско-китайского нефтепровода «Атасу – Ал...Представитель российской компании «Транснефть» счел демпингом решение оператора казахстанско-китайского нефтепровода «Атасу – Алашанькоу» снизить транзитный тариф для российской нефти, поставляющейся в Китай по этому нефтепроводу, пишет газета «Ведомости». Однако Игорь Демин, пресс-секретарь компании «Транснефть», заявил «Капитал.kz», что официальных высказываний по этому поводу компания не давала. «Мы не высказываемся по данному поводу. Это вопрос к г-ну Кабылдину (Кайргельды Кабылдин, генеральный директор АО «КазТрансОйл»), это он там снижает тарифы, увеличивает тарифы. Мы отвечаем за свои тарифы», – говорит Игорь Демин.
Напомним, оператор казахстанско-китайского нефтепровода «Атасу – Алашанькоу» снижает тарифы по прокачке до $11,3 за тонну на 1 тыс. километров. По словам источника «Ведомостей», сейчас нефтепровод недозагружен: с 2011 года прокачка составляет 10 млн тонн при мощности в 12 млн. Неиспользуемые мощности были предложены российским нефтяным компаниям. В середине 2000 годов ТНК-ВР и «Газпром нефть» поставляли нефть в Поднебесную через нефтепровод «Атасу – Алашанькоу», но в 2009 году Китай отказался от этих контрактов.
Сейчас Россия поставляет КНР нефть через первую очередь нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) по двум маршрутам – по трубе до Сковородино и по железной дороге до порта Козьмино.
По информации, распространенной в российских СМИ, нефтяным компаниям РФ казахстанское направление по разным причинам не слишком интересно. Хотя, как справедливо отмечает Петр Своик, председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии, путь «Атасу – Алашанькоу» существенно короче, чем ВСТО, соответственно и сроки поставки меньше. Плюс ко всему, с учетом снижения тарифа за транзит нефти, в 2 раза дешевле.
К тому же, с 1 сентября текущего года РФ увеличивает пошлины на вывоз нефти до $393,8 за тонну. При этом льготная ставка экспортной пошлины на нефть с месторождений Восточной Сибири, двух месторождений «Лукойла» на Каспии, а также Приразломного месторождения «Газпрома» станет больше почти на 29% и составит $191,3 против $148,4 месяцем ранее. Единая ставка экспортной пошлины на светлые и темные нефтепродукты, кроме бензинов, рассчитываемая по новой методике «60/66/90», с первого сентября 2012 года составит $259,9 за тонну против $222,1 в августе этого года.
Однако, несмотря на конкурентные преимущества казахстанско-китайского нефтепровода, о заключении сделок между компаниями РФ и Китая по продаже нефти через Казахстан пока ничего неизвестно.
«Несмотря на дружеские отношения Казахстана с Россией, в данном случае идет борьба не столько за право прокачки и экономическую выгоду, сколько за привязку российских поставщиков к тому или другому трубопроводу», – считает г-н Своик.
Венера Гайфутдинова
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.