Пить или не пить?

Изменились ли предпочтения казахстанцев в выборе алкоголяСегодня состояние виноградарства в Казахстане можно охарактеризовать ка...

Изменились ли предпочтения казахстанцев в выборе алкоголя

Сегодня состояние виноградарства в Казахстане можно охарактеризовать как убыточное. Основная причина – отсутствие государственной программы, предусматривающей субсидирование отрасли в необходимом для ее развития объеме. Об этом «Капитал.kz» рассказала Наталья Герман, заместитель директора по маркетингу и продажам ТОО «ТД «Бахус Сауда».

«Отсутствие необходимых условий для развития казахстанского виноградарства и виноделия привело к тому, что площади виноградников в Казахстане с 1989 года сократились с 27 тыс. до 5-6 тыс. гектаров. Причем в настоящее время кризис достиг угрожающих размеров. Средняя урожайность с гектара в отрасли упала с 10 до 3-х тонн винограда», – объясняет г-жа Герман.

По ее мнению, рынок алкогольной продукции, в том числе и внешнеторговая составляющая, в последние годы динамично развивается. Однако импорт весьма агрессивно теснит конкурентные позиции отечественных производителей спиртного. А потому наблюдается определенная напряженность в отрасли.

«Основные поставщики алкогольной продукции в РК – Молдова, Грузия, Франция, Италия, Россия и Украина. Сегодня в республике условия для импорта более привлекательны, чем для выращивания винограда и производства винной продукции внутри страны. Низкий размер ввозной пошлины, а, следовательно, и невысокая стоимость импортного алкоголя, ставит в неравные условия отечественных производителей», – убеждена заместитель директора по маркетингу и продажам ТОО «ТД «Бахус Сауда».

Как говорят специалисты, при сохранении такой динамики роста импорта в обозримом будущем производство алкоголя в Казахстане прекратит свое существование.

«Темпы роста импорта алкогольной продукции составляют 15-20% год. При таком прогнозе можно говорить о нарушении равновесия в отрасли. Славная традиция отечественного виноделия может пресечься, а наша страна попадет в зависимость от алкогольного импорта. И в этой связи отсутствие поддержки со стороны государства может привести к потере целой отрасли», – считает специалист.

Прежде казахстанская винодельческая продукция выгодно отличалась по цене от импортных вин. Тем более при высоком качестве продукции это было сильным конкурентным преимуществом. «Сейчас ситуация изменилась – производители импортного вина ближнего зарубежья предлагают свою продукцию на местном рынке в среднем ценовом сегменте. Соответственно и выбор потребителей не в пользу местных вин», – сетует г-жа Герман.

По ее словам, ситуация на рынке алкогольной продукции в целом стабильна. Нет резкого падения, но и больших взлетов не наблюдается.

«Спрос на коньяк по-прежнему высокий. За несколько десятилетий у населения сложилось устойчивое представление о высоком качестве нашего коньяка. По шампанскому и вину наблюдается значительное снижение объемов продаж. Это, прежде всего, связано с насыщением импортными аналогами, в частности, продукцией молдавских производителей, которые демократичны в ценовом плане», – говорит эксперт.

Среди алкогольных напитков наибольшей народной любовью пользуются красные вина, особенно полусладкие. Следом идут полусухое шампанское и игристые вина. Сладкие и крепленые – менее востребованные казахстанцами типы вин.

«В последние годы наметилась устойчивая тенденция к росту потребления казахстанцами сухих вин и брют шампанского, то есть сухое с незначительным содержанием сахара. Возможно из-за того, что относительно доступные по цене вина из Европы на прилавках представлены только сухими винами», – полагает г-жа Герман

Она отмечает, что кризис заметно изменил потребительскую модель, сделав ее более рациональной и ориентированной на сокращение расходов. «Заметного снижения потребления алкоголя казахстанцами не произошло – изменения затронули лишь структуру потребления. В Казахстане прослеживается тенденция к снижению употребления крепких алкогольных напитков. Потребители все чаще останавливают свой выбор на пиве, слабоалкогольных напитках и виноградных винах», – заключила заместитель директора по маркетингу и продажам ТОО «ТД «Бахус Сауда».

Аналогичного мнения придерживается и Виталий Хотько, директор по продажам Carlsberg Kazakhstan. «По нашим оценкам, потребители просто сократили либо частоту потребления, либо средний объем покупки в связи с неблагоприятной экономической обстановкой. Наиболее популярные сорта пива – легкое и нефильтрованное. Сегодня суммарная доля этих сегментов составляет 50% против 42% в 2011 году. Также наблюдается незначительная тенденция перехода от более дорогих марок к более дешевым», – пояснил «Капитал.kz» г-н Хотько.

По его мнению, это частично можно объяснить обилием маркетинговых коммуникаций по продуктам низкоценового сегмента и их недостатком для премиальных продуктов. «На рынке алкоголя периодически возникает переток объемов из одних сегментов в другие. Сейчас растут сегменты алкогольных коктейлей, водки, премиального алкоголя. Заметен рост и безалкогольного сегмента. В первую очередь энергетических напитков, что косвенно влияет и на рынок алкогольной продукции», – говорит г-н Хотько.

Однако в Казахстанской ассоциации добросовестных производителей алкогольной продукции (КазАлко) уверены: после мирового финансового кризиса 35% казахстанцев бросили пить. «За последние несколько лет казахстанский рынок алкогольной продукции значительно сократился. Прежде всего из-за того, что после мирового финансового кризиса люди посчитали, что алкоголь – это не продукт первой необходимости», – говорит Амиржан Калиев, президент КазАлко.

По его мнению, казахстанцы стали реже пить не только для того, чтобы сэкономить, многие соотечественники не пьют и по религиозным убеждениям.

«В Казахстане около 60-70% мусульман, а по законам шариата употребление и хранение алкоголя – большой грех. Из года в год у нас становится все больше верующих. Ислам запрещает употребление и хранение алкоголя. В последнее время стало тенденцией проводить праздники без спиртного. Причинами отказа от спиртного стали также увеличение автовладельцев и приверженность нашей молодежи к спорту», – считает г-н Калиев.

По его мнению, из-за отказа казахстанцев от спиртного многие предприятия по выпуску алкогольной продукции были вынуждены закрыться. «Если еще 5-6 лет назад в Казахстане было около 50 заводов по выпуску этилового спирта, то сегодня осталось всего 26-27 предприятий. Получается, рынок сузился на 40%. При этом мощности работающих заводов загружены всего на 25-30%. Если в 90-е годы в стране производилось порядка 100 млн литров в год, то сейчас это количество снизилось до 65-70 млн литров», – пояснил г-н Калиев.

Согласно исследованию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), уровень потребления чистого этилового спирта на душу населения в Казахстане составляет 10,96 литра в год. По этому показателю республика занимает 34 место в мире. Относительно безопасным уровнем специалисты ВОЗ называют 8 литров алкоголя на человека.

Виктор Климов

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤