Вечный двигатель торговли
В Казахстане будет сохраняться спрос на менеджеров по продажам«Продажи» на сегодняшний день являются лидирующей сферой в рейтинг...В Казахстане будет сохраняться спрос на менеджеров по продажам
«Продажи» на сегодняшний день являются лидирующей сферой в рейтинге самых востребованных профессиональных областей на рынке труда. Летний период, который принято считать «мертвым сезоном» бизнес-сферы, показал стабильный прирост вакансий в продажах. Соискательская активность, напротив, снизилась – минимум пришелся на июнь, когда создалось на четверть меньше резюме по сравнению с началом года.
Обзор, подготовленный компанией HeadHunter (hh.kz), показал, что самыми востребованными среди специализаций профессиональной области в этом году являются прямые продажи – 10% от общего числа запросов работодателей приходится на сотрудников данной категории.
Также лидирующие позиции занимают FMCG (товары народного потребления) и розничная торговля – 7,8% и 7,2% соответственно. Замыкает десятку часто запрашиваемых специализаций продавец в магазине (3,7%). К слову, заработная плата работника колеблется от 40 тыс. тенге и до 600 тыс. тенге в зависимости от специализации и уровня квалификации.
В России, к примеру, сегодня высок спрос на специалистов в области продаж начального уровня – в связи с нехваткой таких кадров на рынке. Связано это с наличием плотного среднего «слоя» продавцов, которые перешагнули уже первые ступеньки, но до уровня ТОП-ов еще не доросли, а может и не планируют, ведь для этого надо обладать определенным набором компетенций или же «даром».
«Почему же тогда потребность в «массовых» продавцах стоит настолько остро? В сфере продаж очень высока конкуренция, не все могут ее выдержать или просто не каждому она по душе. Ну а те, кто остаются, быстрыми шагами идут вперед и оказываются уже на следующем этапе», – пояснила «Капитал.kz» Екатерина Сударикова, специалист по поиску и подбору персонала холдинга «Империя Кадров». По проведенным исследованиям наблюдались постоянное повышение и спад спроса на специалистов в области продаж.
Только с начала 2012 года этот спрос планомерно увеличивался, а пик активности работодателей пришелся на май и июль. Подобная тенденция наблюдалась не только на российском и казахстанском рынках труда, но и на мировом. На увеличение спроса на «продавцов» положительно влияет внешнее повышение бизнес-активности в связи с общим укреплением экономики и укреплением доллара, замечает г-жа Сударикова.
Не царское это дело
Сфера продаж, торговли развита в нашей стране намного лучше, нежели сфера производства, говорит Алия Уразалиева, координатор по анализу и связям с общественностью ТОО «Рекрутинговая компания Elite». «Работа отдела продаж во многих компаниях среднего и малого бизнеса на рынке страны на сегодняшний день является ключевой. И по удельному весу предприятий торговые компании составляют практически 30% от всех на территории Алматы», – говорит аналитик.
По информации исследовательского центра «Рекрутинговой компании Elite», в прошлом году спрос на специалистов по продажам был немногим выше, чем в этом году. Так, например, в период за май-июль 2011 года спрос составлял 9,7% от потребностей всего рынка, а в 2012 году – 8,3%. За весь остальной календарный год спрос на специалистов по продажам составил 24,7% – в 2011 году и 19,5% – в 2012 году.
В связи с тем, что казахстанский рынок интенсивно развивается, потребность в профессиональных сейлз-менеджерах вполне оправдана. При этом найти хорошего специалиста в данной области очень трудно. «Многие соискатели видят для себя сферу продаж исключительно как стартовую площадку для дальнейшего карьерного роста. У них еще не сложилось представление о том, что такое «культура продаж» и чем «обычные» продажи отличаются от «качественных», – говорит Наталья Куркчи, управляющий директор рекрутинговой компании Antal Kazakhstan. По мнению спикера, большинство, к сожалению, не понимают, что продавать – это искусство, на овладение которым требуется много времени и сил. Хороший специалист в этой области ценится на вес золота, и многие компании готовы вступить в борьбу ради того, чтобы заполучить подобного профессионала.
Другая проблема, которая осложняет поиск сейлз-менеджеров, проистекает из советского прошлого. Несмотря на то, что в СССР все профессии были «важны», работа в сфере торговли не входила в топ-лист самых уважаемых занятий. И как это не удивительно, считает г-жа Куркчи, подобное отношение к сфере продаж встречается и сегодня.
«Так, один из соискателей в своем резюме написал, что он занимался маркетингом. А во время интервью с рекрутером выяснилось, что его специализацией были непосредственно прямые продажи. На вопрос, почему он не стал указывать это в резюме, соискатель ответил, что посчитал маркетинг более подобающим занятием», – делится эксперт.
Удиви, если осмелишься
Исследование от hh.kz также показало, что в сфере продаж преобладают мужчины – 56%, а 44% соответственно составляют женщин. Половина соискателей сферы «Продажи» в возрасте 26-35 лет, возрастной ценз пятой части кандидатов колеблется от 22 до 25 лет. Представители профессии старше 55 лет представлены в меньшинстве – всего 0,2%.
На рынке существуют исконно женские и исконно мужские профессии. Сфера продаж к таковым отношения не имеет. «Кто-то может поспорить, что привычнее видеть мужчину специалистом по продажам тяжелой техники или электроники. Смею оспорить сей факт: привычнее – это не значит эффективнее», – подчеркивает г-жа Уразалиева. По мнению спикера, женщины сейчас достаточно технически подкованы, чтобы суметь кропотливо разобраться в особенностях сложной техники и продать ее дотошному клиенту. В нынешнем обществе, где ломаются стереотипы, умение удивлять – вполне актуальный тренд.
В итоге казахстанские и российские эксперты сошлись во мнении, что спрос на менеджеров по продажам сохранится. Сейлзы фактически являются двигателем торговли, и это отображает общеэкономическую тенденцию страны. Тем более что на данный момент ряд крупных международных компаний заявили о своих намерениях выйти на казахстанский рынок, а еще некоторые существующие компании в скором будущем планируют расширять свой бизнес.
Ирина Лукичева
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.