Ученые и учителя без денег не останутся
Рост материального достатка учителей, реформирование науки, уменьшение числа вузов, укрепление материально-технической базы школ...Рост материального достатка учителей, реформирование науки, уменьшение числа вузов, укрепление материально-технической базы школ, детских садов должны оказать позитивное влияние на состояние образования и науки в Казахстане. И чем раньше это произойдет – тем лучше.
Как недавно сообщили деловому порталу Kapital.kz в пресс-службе аппарата мажилиса, в 2013-2015 годах расходы на образование и науку составят более 1,2 трлн тенге. Такие данные содержатся в проекте трехлетнего бюджета на 2013-2015 годы, который 17 октября одобрили депутаты.
В частности, в 2013 году на образование и науку предусмотрено 411 млрд 600 млн тенге или на 27 млрд 900 млн тенге выше плана 2012 года. Будет продолжена реализация госпрограммы развития образования, на которую предусмотрено 269 млрд тенге, в том числе в 2013 году – 91,1 млрд тенге.
Деньги в науку идут параллельно с ее реформой
По данным министра образования и науки РК Бакытжана Жумагулова, озвученным 18 июня на правительственном часе в мажилисе, в 2011 году научным организациям было выделено 26,8 млрд тенге, в 2012 году – около 40 млрд тенге. В 2013 году, записано в проекте бюджета на 2013-2015 годы, на финансирование научной и научно-технической деятельности будет выделено еще больше – 41,1 млрд тенге.
В целом, в Казахстане с 2005 года финансирование в сфере научных исследований увеличилось почти в 5 раз, при этом заметный рост виден в 2011-2012 годы. В рамках базового финансирования ежегодно на поддержание и развитие научных организаций выделяется свыше 8 млрд тенге. Кроме того, только в 2012 году для научных исследований предусмотрено более 14 млрд тенге, а также утвержден бюджет по научным проектам, нацеленным на решение стратегически важных государственных задач.
С другой стороны, принятие нового закона «О науке» внесло кардинальные изменения в научную сферу: введена совершенно новая модель управления наукой.
В соответствии с законом введены новые формы финансирования: базовое, грантовое и программно-целевое. Нововведением является базовое финансирование, на которое планируется выделять в год свыше 8,6 млрд тенге.
Также нововведения направлены на повышение результативности научно-исследовательской работы. Доля казахстанских публикаций в общемировом потоке составляет всего 0,018%, а за 2011 год опубликовано менее 500 статей в зарубежных журналах с высоким импакт-фактором.
В сравнении с мировыми лидерами пока сильно проигрываем
Безусловно, надо признать, что Казахстан пока проигрывает борьбу за научные инновации. Это видно по вкладу стран в мировые расходы на науку. Доля США в 2010 году составила 34%, Японии и Китая – по 12,3%, объединенной Европы – 23%, России – 1,5% и 1% в национальном ВВП. Для сравнения: Казахстан до последнего времени вкладывал в науку 0,22% ВВП. С 2013 года эта доля увеличится, но до российского уровня в 1% ВВП еще далеко.
По абсолютным цифрам отставание еще более ощутимое. За 2010 год США потратили $396 млрд, Япония – $142 млрд, Китай – $141 млрд, Россия – $22 млрд.
Пока нет механизма стимулирования научных изысканий и возможности внедрять самые передовые инновации в жизнь, необходимо развивать образование. Именно оно и призвано стать хребтом, на котором будет развиваться наука. Понятно, что будущие ученые уже сейчас ходят в детские сады и сидят за школьной скамьей.
Планы увеличения финансирования образования в 2013-2015 годах не могут не радовать. Но все познается в сравнении.
Так, например, расходы Казахстана на образование, включая нынешний его несомненный рост, еще существенно отстают от расходов, которые несут развитые страны мира. США тратят на образование 7,5% ВВП.
Для сравнения: в 2009 году Казахстан тратил на образование 3,7% ВВП, сегодня этот показатель, несмотря на рост финансирования, практически не изменился.
Аманжол Сагындыков
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.