Серикбек Елшибеков: «Стремиться к полному импортозамещению не всегда имеет смысл»
В 2013 году в Казахстане в полной мере заработает информационная система электронных закупок (ИСЭЗ). В ней будет сосредоточена в...В 2013 году в Казахстане в полной мере заработает информационная система электронных закупок (ИСЭЗ). В ней будет сосредоточена вся необходимая информация о заказчиках и поставщиках, а также обширная база данных о товарах, работах и услугах. О том, как сегодня проходят закупки и преимуществах ИСЭЗ в интервью «Капитал.kz» рассказал Серикбек Елшибеков, генеральный директор ТОО «Самрук-Казына Контракт».
– Серикбек Кенесбекович, не секрет, что хорошо отлаженный закупочный процесс в компании не только способствует ее устойчивому развитию, но и позволяет достигать высоких экономических показателей. Каким образом АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и его дочерние компании организуют этот процесс?
– ФНБ «Самрук-Казына» и его дочерние компании руководствуются правилами закупок товаров, работ и услуг, новая редакция которых вступила в силу с 10 сентября этого года. К разработке правил привлечены ведущие специалисты национальных компаний, учтены предложения 16 общественных организаций и широкого круга отечественных предпринимателей. Также проведено более 20 заседаний рабочей группы, изучено свыше 200 предложений по улучшению норм правил. В результате внесены поправки в более чем 80 пунктов из 143, изложенных в правилах закупок 2009 года.
– Какие еще обстоятельства подвигли к созданию новых правил закупок?
– Реалии нашего времени таковы, что закупочный процесс, ранее практикуемый организациями холдинга, вызывал массу нареканий со стороны поставщиков, производителей отечественной продукции. Необходимость соблюдения баланса интересов между заказчиками и поставщиками становилась все более и более очевидной.
После вступления в действие правил закупок, утвержденных в 2009 году, ситуация начала постепенно меняться в лучшую сторону, но этого было недостаточно. Стремясь к совершенствованию условий закупочного процесса холдинга, приняв во внимание пожелания казахстанского бизнес-сообщества и отечественных товаропроизводителей (ОТП), возникла необходимость внесения изменений в ранее действующие правила.
В процессе разработки нового нормативного документа по процедурам закупок товаров, работ и услуг мы ставили перед собой несколько задач. В их числе всемерное содействие повышению уровня казахстанского содержания в закупках организаций холдинга, прозрачность и гласность закупочного процесса, оптимальное и эффективное расходование денег, используемых для закупок, усиление контроля и повышение ответственности за принимаемые решения, обеспечение условий для добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков и приобретение качественных товаров, работ и услуг.
– Вы сказали, что один из важных принципов закупок – обеспечение транспарентности. Насколько эффективно удается его соблюдать?
– В новых правилах закупок подробно прописаны методы достижения поставленной цели. Как показывает практика, к разряду наиболее прозрачных способов закупок можно отнести тендер и запрос ценовых предложений. В обоих случаях закупка осуществляется на конкурсной основе.
Всего правилами закупок предусмотрено 6 способов. Это закупки товаров на организованных электронных торгах, через товарные биржи, из одного источника, на централизованных торгах электрической энергией, а также способом открытого, закрытого и двухэтапного тендера.
При открытом тендере за 15 календарных дней заказчик на веб-сайте и в печатном издании объявляет о проведении предстоящей закупки. После чего размещает тендерную документацию для заинтересованных потенциальных поставщиков, где указываются сведения о предмете закупки, дате проведения и другие условия. Далее заказчик проводит открытый тендер, составляет протокол вскрытия конвертов участников закупки и в течение 10 рабочих дней (но не более 20) после завершения тендера подводит его итоги.
Закрытый тендер имеет схожую процедуру проведения закупки, что и открытый, но официальное его объявление в средствах массовой информации и на веб-сайте заказчика запрещается. Как правило, состав его участников избирателен и определяется заказчиком самостоятельно.
Двухэтапный тендер предполагает осуществление закупки в 2 последовательных этапа: первый проводится по аналогии с процедурой открытого тендера, а второй – в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к закрытому тендеру.
Кстати, любой желающий согласно нормам правил закупок может присутствовать при процедуре проведения закупок способом открытого тендера. Заказчик обязан обеспечить заинтересованным лицам беспрепятственный доступ на заседание по вскрытию конвертов.
Закупка товара, работы или услуги способом запроса ценовых предложений проводится и на конкурсной основе. Победителем признается тот поставщик, который предложил наименьшую цену при полном соответствии требованиям в части оформления конвертов с заявками. Что касается сроков проведения закупки, заказчик не позднее 5 рабочих дней до подведения итогов должен разместить исчерпывающие сведения по закупке на веб-сайте.
– В полномочия ТОО «Самрук-Казына Контракт» входит формирование и ведение реестра товаропроизводителей. Какие еще реестры вы ведете?
– Наша компания – уполномоченный орган ФНБ по вопросам закупок и, соответственно, мы вовлечены в те процессы, которые связаны с закупочной деятельностью холдинга. Мы формируем и ведем реестры, информирующие компании холдинга об отечественных товаропроизводителях и производимых в Казахстане товарах.
На середину сентября 2012 года в реестре ОТП АО «Самрук-Казына» зарегистрировано 619 предприятий, представивших сертификаты о казахстанском происхождении на 14 тыс. наименований товаров. В реестре организаций инвалидов (физических лиц – инвалидов, осуществляющих предпринимательскую деятельность) холдинга состоит 39 организаций.
С 2009 года мы ведем перечень добросовестных поставщиков, внесение в который подтверждает статус добросовестности участника закупок фонда и свидетельствует о надлежащем исполнении всех обязательств перед заказчиком. При участии в закупках такие компании имеют приоритет в сравнении с другими участниками в части получения 1% условной скидки.
Необходимо подчеркнуть, что включение в реестры холдинга осуществляется бесплатно и актуализируется на постоянной основе.
– Существует ли реестр недобросовестных поставщиков товаров и услуг?
– Такой реестр под названием перечень ненадежных потенциальных поставщиков холдинга существует с 2009 года. Оснований для включения той или иной компании-поставщика в перечень несколько, но ключевой критерий – ненадлежащее исполнение обязательств на разных этапах взаимодействия с заказчиком.
Поставщик включается в перечень на 18 месяцев, однако при повторном признании ненадежным поставщико, период его нахождения в перечне устанавливается на 3 года. Сегодня перечень состоит из 40 компаний.
– Наиболее крупные по суммам закупки главным образом осуществляются способом тендера. В процессе таких закупок многие предприниматели, участвующие в них, отмечали факты злоупотребления служебным положением со стороны некоторых заказчиков, располагающих арсеналом инструментов воздействия на подведение итогов по закупкам. Возможно ли пресечь такую практику?
– Анализ закупок показывает, что некоторые заказчики намеренно устанавливали значительный временной интервал между окончательным сроком предоставления конвертов с тендерными заявками и временем их вскрытия для ознакомления поставщиков с содержанием тендерных заявок до срока их вскрытия.
С целью искоренения подобных явлений новыми правилами устанавливаются требования по ограничению временного интервала не более 30 минут. Если будут обнаружены нарушения, повлиявшие на итоги тендера, то тендер должен быть пересмотрен, либо проведен повторно. Аналогичная процедура будет применяться и в отношении закупок способом запроса ценовых предложений.
– Сфера госзакупок в Казахстане всегда была одной из самых коррумпированных. Можно ли с введением электронной системы госзакупок говорить о снижении уровня коррупции?
– Исключение человеческого фактора из закупок и переход к системе электронных закупок позволят обеспечить прозрачность такого процесса. По оценкам независимых экспертов, правила закупок АО «Самрук-Казына» признаны соответствующими международным стандартам по разработке антикоррупционных мер. Все редакции правил закупок, существовавшие раннее, и новая версия направлены именно на обеспечение прозрачности закупок и повышения их эффективности.
В свете последних изменений внедрение системы электронных закупок рассматривается нами как еще один серьезный шаг к выполнению указанных задач. Внедрение информационной системы электронных закупок остается актуальным вопросом ввиду активного и повсеместно распространения IT-технологий, повышения уровня компьютерной грамотности населения и бизнеса.
С сентября 2012 года проводится ее пилотная эксплуатация в режиме осуществления электронных закупок способом запроса ценовых предложений. На данном этапе в ней принимают участие 4 компании: АО «Самрук-Казына», АО «НК «КазМунайГаз», АО «НК «Казахстан темір жолы» и ТОО «Самрук-Казына Контракт».
Переход на ИСЭЗ в промышленную эксплуатацию запланирован на январь 2013 года с использованием всех методов осуществления закупок. Основные цели ее внедрения: снижение цен при закупках товаров, работ и услуг, сокращение влияния «человеческого фактора», создание условий честной конкуренции между поставщиками, полная прозрачность процедур закупок и определения победителя.
– Какие виды товаров, работ и услуг наиболее востребованы у национальных компаний?
– На основе среднесрочных программ дочерних компаний АО «Самрук-Казына» формируется и регулярно обновляется перечень импортируемых товаров, которые закупают дочерние и зависимые организации фонда на постоянной основе.
Перечень содержит информацию о 51 тыс. наименований товаров, объединенных в 18 товарных групп. На его основании компаниями фонда разработана номенклатура товаров, производство которых целесообразно организовать на территории Казахстана. В общей сложности это около 2 тыс. товарных позиций.
Сейчас идет полным ходом работа по консультированию, уточнению данных позиций с организациями фонда. В последующем намечено продолжить работу по расширению этого перечня и выработке механизмов поддержки отечественных производителей при содействии общественных и государственных структур в лице НЭПК «Союз «Атамекен», АО «Национальное агентство по развитию местного содержания NADLoC», а также Министерства индустрии и новых технологий РК.
Фундаментом реализации проектов по установлению новых производств местной продукции стало проведение исследований, всесторонних анализов 8 товарных рынков: кожевенное производство, изоляторы, санитарно-гигиеническая продукция, стальные трубы, листовое стекло, масла и смазки, серная кислота, автошины и др. Таким образом, планируются к запуску проекты по производству санитарно-гигиенической продукции, листового стекла, масел и смазок.
Востребованность той или иной работы либо услуги зависит от специфики отрасли, в которой оперирует компания фонда. Везде они, как правило, различаются. В то же время есть работы и услуги, которые совпадают, и закупают их практически все организации фонда на регулярной основе. Например, капитальный ремонт зданий, вывоз мусора, СЭС, утилизация мусора, техническое обслуживание различного оборудования, услуги по мониторингу и анализу работы локальной компьютерной сети и т.д.
– Какова сегодня доля казахстанского содержания в закупках компаний фонда? И какой процент в ежегодно закупаемых товаров приходится на импорт?
– В договорах о закупках, заключенных организациями холдинга за 8 месяцев 2012 года на общую сумму 3 трлн 110 млрд тенге, доля казахстанского содержания (КС) составила 52%. В договорах о закупках товаров на сумму 1 трлн 552 млрд тенге – 34%, в договорах о закупках работ на сумму 541 млрд тенге – 58%, а в договорах о закупках услуг на сумму 1 трлн 17 млрд доля КС равна 74%.
Более двух третей потребляемой товарной номенклатуры от общей потребности холдинг, обеспечивается за счет импортной продукции, аналоги которой либо не производятся казахстанскими предприятиями, либо серьезно уступают в качестве и цене.
В структуре импортируемых товаров, постоянно потребляемых национальными компаниями, преобладают оборудование, механизмы, инструменты и запчасти для железнодорожной, нефтегазовой, энергетической, телекоммуникационной отраслей и их инфраструктуры.
– Как в новых правилах закупок стимулируется развитие перспективных производств?
– В качестве дополнительной меры стимулирования организации производства импортозамещающей продукции казахстанскому производителю товаров гарантируется заключение долгосрочного договора на срок до 10 лет. Этот временной промежуток позволит реализовать полный цикл организации выпуска товаров, выходя на рентабельные позиции.
Понимая, что производитель не имеет возможности осуществить поставку товара сразу после заключения долгосрочного договора, в правила закупок заложены нормы, предусматривающие условия поставки товара после ввода предприятия в эксплуатацию и выхода на запланированные объемы производства.
Стоит обратить внимание на тот факт, что фонд и его компании активизируют работу в части инвестирования проектов по созданию новых производств. В частности, специализированная компания фонда – «Самрук-Казына Инвест» будет участвовать в уставных капиталах предприятий, организующих новые производства для обеспечения потребностей компаний холдинга. Для данных целей в этом году выделено 30 млрд тенге.
– Существуют ли льготы и преференции для отечественных производителей и поставщиков?
– Начиная с 2009 года, в правилах закупок постоянно наращивался объем льгот и преференций для отечественных товаропроизводителей и поставщиков. К ним относятся: предоставление производителям условных скидок до 20%, проведение первоначальной закупки товаров исключительно среди предприятий, их производящих, освобождение ОТП от уплаты всех видов обеспечений (тендерных заявок, исполнения договоров, возврата аванса), обязательная выплата аванса в размере не менее 30% от суммы договора.
В новой редакции правил мы сохраняем все механизмы развития местного содержания и вносим дополнения, делая акцент на стимулировании долгосрочной кооперации между ОТП и компаниями фонда. В числе нововведений: предоставление условной скидки до 15% ОТП, осваивающему новое производство, на основании представленного им заявления – декларации, увеличение размера условной скидки с 10% до 15% за казахстанское содержание в товаре, установление в договорах о закупках работ обязательства для поставщиков касательно приоритета закупок и использования материалов отечественного происхождения, необходимых для выполнения работ, а также установление срока действия долгосрочного договора до 10 лет.
В частности, за каждый 1% местного содержания в товаре, который будет предметом закупки, условное снижение цены составит 0,15%. Если поставщик предоставит копию сертификата происхождения товара, в которой указана 100%-ная доля, тогда он сможет рассчитывать на 15%-ную условную скидку. Для поставщиков работ и услуг мы применяем условные скидки до 10% за долю местного содержания в работах или услугах, а также 5% для поставщиков-участников специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий».
– Какие конкретные действия предпринимаются фондом и его дочерними компаниями для повышения востребованности казахстанских товаров?
– При содействии компаний фонда казахстанскими предприятиями за 3 года освоено производство порядка 3 тыс. наименований постоянно востребованной импортозамещающей продукции. При участии АО «НК «Казахстан темір жолы» организовано 22 новых производства, в том числе введены в эксплуатацию заводы по выпуску тепловозов по технологии General Electric, пассажирских вагонов в Астане и грузовых вагонов в Экибастузе.
АО «НК «КазМунайГаз» ведет работу по организации 21 нового производства, до 2013 года планируется наладить выпуск 35 видов оборудования, которое ранее импортировалось в Казахстан. ТОО «Объединенная химическая компания» реализует крупные проекты по созданию производства серной кислоты и полипропилена.
АО «Национальная атомная компания «Казатомпром» проводит работу по созданию совместных предприятий с участием иностранных партнеров по производству перекиси водорода и ионообменных смол. Налажен выпуск тепловых насосов, планируется создание инновационного производства энергетического оборудования – солнечных панелей и ветрогенераторов.
Сегодня видение нашей общей задачи заключается в том, чтобы не только сориентировать отечественных товаропроизводителей на освоение конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, отвечающей всем мировым стандартам, но и содействовать реализации их инициатив.
– Когда, по вашим прогнозам, можно говорить о полном импортозамещении?
– Вести дискуссию о возможности полного импортозамещения можно, но будет ли это соответствовать действительности – другой вопрос. Существует ряд товаров, которые в Казахстане не производятся, а процесс организации их выпуска настолько трудоемкий и требует большого объема финансовых вложений, что реализовывать подобные проекты порой экономически нецелесообразно.
Востребованность в получении казахстанскими организациями высокотехнологичной продукции импортного производства по-прежнему остается и маловероятно, что она со временем исчезнет. Есть категории импортных товаров, которые возможно и необходимо у нас производить, и в этом контексте мы готовы оказать всемерную поддержку отечественным производителям по освоению их выпуска.
Между тем стремиться к полному импортозамещению всех товарных групп не всегда имеет смысл. А потому считаем справедливым придерживаться «золотой середины» во всех сферах нашей деятельности.
Виктор Климов, Наталия Бака
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.