Дистанционно жить не запретишь
Как казахстанским вузам «выжить» на образовательном рынке?Дистанционное образование не сможет заменить вузы в их классическом по...Как казахстанским вузам «выжить» на образовательном рынке?
Дистанционное образование не сможет заменить вузы в их классическом понимании даже в дальнесрочной перспективе. К такому мнению пришли эксперты, опрошенные «Капитал.kz». Дистанционное обучение видится им только в качестве инструмента, но не более. «Полностью заменить им классические университеты вряд ли будет эффективным, хотя в мировой практике есть примеры функционирования открытых университетов, которые построены на использовании принципов удаленного обучения», – говорит Серик Святов, ректор Казахского экономического университета им. Т. Рыскулова.
Без сомнения, дистанционные технологии расширяют границы обучения, будь то лекции в электронном формате, выполнение практических заданий и тестирования или выход к международным электронным ресурсам ELSEWIER, Thomson Reuters, без отрыва от основной работы и экономя свое время. Однако незаменимой частью образовательного процесса традиционно стало непосредственное участие в живом общении с преподавателями и однокурсниками.
В США, Европе, Японии есть как сторонники, так и противники дистанционного обучения. Рахман Алшанов, президент Ассоциации вузов РК, объяснил «Капитал.kz», что истина находится посередине. «Для многих, включая людей с ограниченными возможностями, дистанционное обучение единственный выход получения необходимых знаний. Не следует противопоставлять ту или иную форму обучения», – поясняет он.
В казахстанских вузах прослеживается занимательная тенденция. Иностранные преподаватели довольно часто приезжают со «своим уставом» и «знанием мирового опыта». На таких специалистов, кстати, тратится немалое количество средств.
«Сложно сказать однозначно, способствует ли привлечение иностранных преподавателей улучшению нашего образования, ведь очень много опытных педагогов и в нашей стране», – отмечает г-н Святов. По мнению ректора, отечественные преподаватели лучше разбираются в местной специфике рынка, могут приводить примеры по казахстанской экономике и давать практические советы, которые больше подходят к нашим реалиям. Но, с другой стороны, у вузов ведь всегда есть выбор, кого именно приглашать и какую пользу для казахстанской системы образования из этого извлекать.
Говорить о 100% успехе инноваций в образовании, видимо, еще рано. «Так, не всегда приглашенные профессора отвечают поставленным задачам, ряд из них приезжают на короткий период (неделя, декада), предлагаемые лекции у отдельных профессоров не отвечают приоритетам страны», – подтверждает специалист.
При отборе иностранных преподавателей нужно руководствоваться только высокими внутренними академическими критериями отбора, считает Ринат Искаков, директор международного департамента КБТУ. «Только в этом случае такой подбор может принести существенную пользу и безусловное обогащение казахстанского педагогического опыта», – подчеркнул спикер.
Большие возможности таит реализация принципа мобильности обучающихся, но не во всех университетах страны. Студент имеет право на выбор преподавателя, может записаться на лекцию профессора по своему усмотрению, исходя из будущего своего направления. При этом, написав заявление, обучающийся сможет выехать за пределы страны, а отучившись семестр или год, приехать обратно.
«Мы работаем над внедрением инновационных систем контроля и оценки знаний обучающихся, развитием партнерских отношений с ведущими зарубежными вузами», – отметил г-н Святов. Так, в вузе реализован проект по информатизации учебного процесса «KazEU ELEX», внедрена система электронного обучения «e-learning».
Как пояснил г-н Искаков, акцентировать свое внимание студенту нужно не только на теоретических знаниях. По мнению спикера, немаловажным аспектом приложения таких знаний к практическим навыкам является работа с компьютерными симуляторами оборудования и установок. «Мы используем в университетской практике программы от компании Schlumburger. Вместе с тем применяются лабораторные имитации таких установок. Например, промышленные установки лабораторных масштабов от MaxPetroleum или Invensys», – отмечает Ринат Искаков. К тому же необходимо закрепить у студентов креативность и инициативность.
В условиях глобального рынка и интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство значительно усиливается конкуренция. Казахстанские вузы могут «выжить» на этом рынке только благодаря повышению качества образования, модернизации программ и созданию новых образовательных продуктов.
Ирина Лукичева
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.