Астане выгодны республиканцы
Казахстану, который сильно зависит от конъюнктуры мировых цен на нефть, выгодны республиканцы, с приходом которых в Белый дом не...Казахстану, который сильно зависит от конъюнктуры мировых цен на нефть, выгодны республиканцы, с приходом которых в Белый дом нефть, как правило, дорожает. В период же пребывания у власти демократов цена нефти обычно падает.
По мнению Андрея Гусева, известного экономиста, доцента финансового университета при Правительстве России, очередной финансовый кризис в Казахстане и России зависит от исхода выборов в США, передает Tengrinews.kz. По его словам, те, кто без учета конъюнктуры рынка энергоносителей пугают нас второй или третьей волной кризиса, необоснованно наводят панику. «Ни для кого не секрет, что экономика как Казахстана, так и России сильно зависит от цен на энергоносители. И пока нефть держится в цене не ниже $100 за баррель, особенно в районе $110-$115, то ни о каком масштабном кризисе речи быть не может. Экономика Казахстана и России также довольно сильно привязана к «металлодолларам», но динамика цен на металлы, как правило, хоть и косвенно, тоже связана с ситуацией на рынке энергоносителей. Например, во время экономического кризиса 2008 года котировки многих металлов на биржах упали в цене в пять и более раз», – отмечает эксперт.
По мнению экономиста, проявится ли глубоко экономический кризис или нет зависит от итогов выборов президента в США. Дело в том, что у республиканцев исторически большие интересы в нефтяном бизнесе, и они, придя к власти, постараются не допустить резкого снижения цен на «черное золото». В случае победы Барака Обамы, полагает Андрей Гусев, возможно повторение сценария ноября-декабря 2008 года, когда после его прихода к власти нефть подешевела до $33 за баррель.
Согласно консенсус-прогнозу 38 аналитиков, опрошенных Reuters, среднегодовая цена нефти марки Brent в 2013 году составит $115,40. В будущем году цены на Brent будут поддерживать ожидания дальнейшего смягчения политики центробанков Европы и США. «...Ультрамягкая политика центробанков подстегнет инвестиционный спрос. Рискованные активы, включая нефть, должны выиграть от притока капитала», – считает аналитик Commerzbank Карстен Фрич. Согласно консенсус-прогнозу, среднегодовая цена нефти WTI будет равна в этом году $105,60 за баррель, а в 2013-м – $108,50.
Выборы и нефть
От выборов в США зависит многое. Особенно это касается цен на нефть.
Чем ближе президентские выборы в Штатах, тем выше вероятность того, что стоимость нефти будет искусственно занижена. Эксперты норвежского банка полагают, что в ходе предвыборной кампании Барака Обамы могут быть открыты стратегические запасы нефти. При этом Международное энергетическое агентство не станет координировать высвобождение запасов. Такой сценарий событий может развернуться уже в ближайшие три недели, если цены на нефть марки Brent превысят $120 за баррель.
Журналисты «Плюс и Минус» отмечают, что в настоящее время Штаты подозревают в манипулировании ценами на нефть, поскольку ситуация на Ближнем Востоке лишь обостряется. Преодолев отметку $115 за баррель, нефть стала демонстрировать лишь позитивную динамику. А инвесторы рассчитывали на то, что совсем скоро сырье превысит $120 за баррель. Но цены на нефтяных биржах демонстрируют существенное падение цен на нефть. Причем это невозможно объяснить какими-то фундаментальными факторами.
Однако все, что происходит на руку Белому дому: обострение конфликта на Ближнем Востоке, раздор между Ираном и Израилем – оказывало лишь повышательное давление на нефть. В настоящее время еще и Саудовская Аравия – постоянный партнер США – решила принять необходимые меры для снижения цен до $100 за баррель.
В любом случае республиканцы традиционно поддерживают нефтяников, тем самым стимулируя рост цен на нефть. Казахстану такой сценарий более выгоден. На фоне надвигающейся второй волны кризиса деньги лишними не будут.
Казахстану выгодны высокие цены, если не бояться возможной высокой инфляции
Да, деньги лишними не будут. Как считают аналитики JPMorgan, высокие цены на основные экспортные товары обеспечат «мягкую посадку» экономике республики. Так, во время кризиса пятилетней давности именно нефтедоллары позволили казахстанскому правительству поддержать банки и стройиндустрию за счет госбюджета.
Но есть у роста цен на нефть и обратная сторона. Это усиление темпов инфляции. В 2007 году, на пике кризиса, инфляция составила 18,8%. Высокие цены на нефть обычно стимулируют высокую инфляцию за счет высокого притока капитала и роста совокупного спроса.
В 2012 году этого не происходит, так как банки ужесточили требования к клиентам, люди потеряли доступ к деньгам и потому спрос практически не растет. Если и растет, то медленно. Кстати, именно благодаря умеренному росту потребления темпы инфляции поддерживаются в заданных рамках – 6-8% в год.
Кроме того, мировые цены на нефть оказывают непосредственное влияние на внутренний казахстанский рынок. С удорожанием нефти растут внутренние цены на ГСМ, а вместе с ними тарифы на электроэнергию. А за счет мультипликативного эффекта дорожают и потребительские товары.
Главное – не заболеть
В мире давно бытует такое понятие, как «проклятье ресурсов».
Мировая практика свидетельствует, что богатые природными ресурсами страны часто отстают в своем развитии от стран, которые ими не обладают.
Например, экономика Венесуэлы находится в довольно плачевном состоянии. Темпы экономического роста невысокие. Все это происходит из-за сознательного отказа Уго Чавеса диверсифицировать экономику. Поэтому нефть по-прежнему остается ее опорой. И действительно, на долю нефти приходится более 90% притока иностранной валюты в страну. Государственная нефтяная компания Petroleos de Venezuela, Sociedad Anonima (PDVSA) – приносит в казну около 50% всех доходов.
«Венесуэла является пятой по величине экономикой Латинской Америки, но в течение последнего десятилетия рост ВВП на душу населения был медленнее, чем в других странах региона», – сказал русской службе Би-Би-Си Артуро Франко из Центра международного развития при Гарвардском университете.
В прошлом году произошли массовые народные волнения и смена власти в государствах Ближнего Востока, богатых нефтью.
Правда, есть и позитивный опыт. Так, «проклятье ресурсов» не коснулось таких богатых ресурсами стран, как США, Канада, Норвегия. Но, во-первых, у них изначально была рыночная экономика, во-вторых, именно благодаря эффективной рыночной экономике ее удалось довольно быстро перестроить на рельсы диверсификации.
Все же существует опасность, что там, где получают большие деньги, выкачивая и продавая сырье, меньше вкладывают в человеческий капитал. Это происходит потому, что сырьевые отрасли, которые приносят большую часть госдоходов, не требуют большого количества высококвалифицированных работников. И не стимулируют ни государственные, ни частные структуры вкладывать деньги в образование. Как отмечают аналитики Всемирного банка, интенсивное использование природных ресурсов подавляет рост в отраслях с высоким уровнем человеческого капитала. Чем выше зависимость отрасли от человеческого капитала, тем больше она проигрывает от разработки природных ресурсов. Это характерно и для Казахстана.
Казахстан же сейчас больше напоминает Венесуэлу, чем развитые страны Запада. Правда, подвижки в сторону диверсификации экономики все же имеются. Если власти смогут осуществить госпрограмму форсированного индустриально-инновационного развития РК, то шансы у всей казахстанской экономики еще могут появиться.
Аманжол Сагындыков
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.