Работайте дольше. Живите богато
В рамках пенсионной реформы 1997 года Казахстан первым из стран СНГ повысил пенсионный возраст для представителей обоих полов на...В рамках пенсионной реформы 1997 года Казахстан первым из стран СНГ повысил пенсионный возраст для представителей обоих полов на три года. О целесообразности увеличения пенсионного возраста у женщин еще на 5 лет эксперты спорят в течение всего 2012 года. Одни считают, что данная мера позволит в будущем выстоять всей пенсионной системе Казахстана. Другие говорят о том, что повышение пенсионного возраста станет непосильной ношей для казахстанских женщин.
По словам председателя Нацбанка Григория Марченко, если не повышать пенсионный возраст, то пенсионная система Казахстана рано или поздно может обанкротиться. Такое мнение было озвучено на недавней пресс-конференции НБРК. «Это вопрос времени. Через 60 лет у нас вообще нефти не будет или ее будет очень мало. Согласно нашим данным, пик добычи нефти у нас будет в 2021-2035 годах. Потом начнется сокращение объемов производства нефти. За 10 лет продолжительность жизни выросла на 3 года. В последующие 10 лет этот показатель также может увеличиться. Объем выплачиваемых пенсий растет стабильно. Таким образом, объем выплат из бюджета будет постепенно расти», – сказал Григорий Марченко. Также им подчеркивалось, что поэтапное выравнивание выхода женщин на пенсию в 63 года может занять 10 лет с момента принятия и вступления в силу соответствующей законодательной нормы.
Вместе с тем глава Нацбанка обратил внимание на то, что помимо повышения пенсионного возраста для женщин рассматриваются и ряд других вопросов. Во-первых, о введении обязательных корпоративных или профессиональных отчислений и, во-вторых, о наборе тех мер, которые нужны в плане институциональных изменений, чтобы сделать деятельность фонда более прозрачной.
«Инициатива повышения пенсионного возраста у женщин, по всей видимости, возникла из-за того, что к моменту выхода на пенсию у женщин коэффициент замещения – соотношение доходов, которые человек получает после выхода на пенсию, к доходам, которые получал во время осуществления трудовой деятельности, – как правило, меньше чем у мужчин. На наш взгляд, в основном за счет того, что, находясь в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком, женщины годами не осуществляют перечисление обязательных пенсионных взносов. В свое время рабочей группой Ассоциации финансистов, в состав которой входил и наш фонд, предлагались альтернативные варианты повышения коэффициента замещения для женщин – например, оплата ОПВ женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со стороны государства или работодателя», – говорит заместитель председателя правления АО «НПФ «Республика» Тимур Изембаев. Это позволит, не увеличивая пенсионный возраст, увеличить коэффициент замещения, тем более что до момента наступления пенсионного возраста данные суммы будут инвестироваться и приносить инвестиционный доход, как минимум, десятилетие. Кроме того, данная инициатива хорошо сочетается с политикой государства по повышению рождаемости.
По мнению Андрея Карягина, председателя правления АО «НПФ «Астана», повышение пенсионного возраста не сможет кардинально улучшить обстановку. «Дело в том, что людям предпенсионного возраста сложно найти работу, поэтому женщины все равно не смогут накопить достаточную сумму. Решением проблемы, на мой взгляд, стало бы внедрение материнского капитала, как это делается во многих странах, часть которого могла бы перечисляться в пенсионный фонд», – говорит он.
Идея рубль бережет
НПФ в свою очередь также выступают с инициативами по модернизации пенсионной системы. К примеру, фонд «Республика» в рамках работы в составе рабочей группы Ассоциации финансистов Казахстана озвучивал предложения по популяризации добровольных пенсионных накоплений. В качестве катализатора идеи предлагалось принять меры по трем пунктам. Первый – налоговые льготы. В настоящее время только добровольные пенсионные взносы, оплачиваемые в свою пользу, исключаются из дохода физического лица. В то же время, в случае оплаты добровольных пенсионных взносов в пользу третьего лица, данные суммы учитываются как доход получателя и не исключаются из дохода вкладчика, что препятствует формированию корпоративных пенсионных планов работодателей, пенсионных планов в пользу родителей и пр. Второй – принцип софинансирования. К примеру, на территории Российской Федерации государство в пределах установленного лимита на одно лицо осуществляет доплату на каждый взнос, перечисленный вкладчиком самостоятельно. «Понятно, что у нас очень разные пенсионные системы, но использование этого принципа с учетом особенностей отечественной пенсионной системы позволило бы вовлечь больше граждан в участие в формировании добровольных пенсионных накоплений», – говорит Тимур Изембаев. Третий пункт – льготный порядок использования добровольных пенсионных накоплений. Например, льготное досрочное изъятие на оплату медицинских расходов получателя, оплату обучения, ипотечных кредитов и другие случаи, позволяющие получателю добровольных пенсионных накоплений использовать их, не дожидаясь наступления возраста 50 лет, как это закреплено в действующем законодательстве.
Специалисты считают, что незначительная сумма добровольных накоплений связана с низким доверием к пенсионной системе и невысокой доходностью НПФ. И этот вопрос нужно решать не столько запуском механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), сколько эффективным регулированием, направленным на стимулирование высокой доходности у НПФ, а также высокой прозрачностью пенсионной системы. «Мы должны понимать, что сегодня люди воспринимают обязательные пенсионные отчисления как обременительный налог. Естественно, никто не будет добровольно отдавать свои деньги, не веря, что они к нему вернутся с доходом. И когда пенсионные фонды будут показывать вкладчикам высокую доходность, которую они самостоятельно не смогут получить, будут понятны и прозрачны для простых вкладчиков, тогда мы увидим доверие и повышение добровольных отчислений. Регулирование таких трех факторов, как прозрачность, повышение доходности и правильное налоговое регулирование приведет к росту добровольных пенсионных накоплений», – говорит Андрей Карягин.
Много вопросов вызывает идея государственно-частного партнерства. Есть мнение, что если отечественные НПФ через механизмы ГЧП смогут участвовать в инфраструктурных проектах своих вкладчиков, то косвенно обычные люди смогут присоединиться к развитию своей страны. Вопрос сможет ли ГЧП стать стимулом развития пенсионного сектора – остается открытым. Сама идея заключается в том, что если пенсионные фонды будут принимать участие в этих проектах, то каждый вкладчик своими деньгами будет развивать экономику Казахстана. Тем самым с помощью средств будущих пенсионеров будут создаваться рабочие места, появляться новые дороги, товары, жилые массивы, школы и больницы, и как итог вкладчики будут получать доходность на свои пенсионные накопления. Представители сектора считают, что запустить этот механизм – это одна из самых важных задач государства на сегодня.
Но для ГЧП характерны те же риски, что и для фондового рынка. «НПФ, являющиеся инвесторами, не участвуют и не могут участвовать в операционной деятельности эмитента, – считает Тимур Изембаев. – На наш взгляд, с учетом опыта по двум инфраструктурным проектам, реализованным в Казахстане, оптимальной моделью является модель, предложенная Григорием Марченко, в соответствии с которой основное финансирование осуществляется стратегическим инвестором, имеющим практический предметный опыт реализации аналогичных проектов и профессиональную команду, а инвестирование в остальной части распределяется между государством и пенсионными фондами, причем НПФ инвестируют в данные проекты под государственные гарантии». Если говорить про аспекты регулирования ГЧП, то, по его мнению, правильным будет комплексный подход в рамках существующих государственных программ – в первую очередь Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2014 годы (ФИИР). Если рассматривать с точки зрения отбора конкретных эмитентов или проектов – то каждый эмитент рассматривается индивидуально, с точки зрения инвестиции, наиболее выгодной для вкладчиков фонда.
Риски при инвестировании существуют всегда: проект может не окупиться или принести низкий доход. Причем риски присутствуют даже в государственных ценных бумагах. «В любом случае в проектах ГЧП риски будут вполовину меньше, чем в проектах, где не присутствует государство, – добавляет Андрей Карягин. – Также проекты ГЧП стратегически важны для страны, и мы точно знаем, что эти проекты будут востребованы и будут приносить прибыль».
В США пенсию можно считать достаточной, если пенсионер подошел к ней с накопленными сбережениями, сопоставимыми с размером восьми годовых зарплат. К такому выводу пришли аналитики американской инвестиционной компании Fidelity Investments, чьи расчеты приводит The Time. Но встретить старость с таким капиталом непросто: надо соблюдать режим накоплений на протяжении всей своей жизни. Начинать копить нужно в 25 лет, к 35 годам иметь капитал в размере одного годового дохода, к 45 годам – в размере трех годовых зарплат. Копить необходимо беспрерывно, начиная откладывать 6% от зарплаты и доведя эту долю до 12%. Авторы расчетов оговариваются, что это всего лишь модель, следуя которой получаешь такой результат. Не все американцы в состоянии жить по такой схеме, пишет The Time. Во-первых, работать всю жизнь без остановок может не каждый, во-вторых, большинство американцев серьезно задумываются о пенсии все же не в 25, а в 40-50 лет. Приблизительно в этом возрасте задумываются о пенсионных накоплениях и казахстанцы
Мариям Бижикеева
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.