Отечественные кинопрокатчики находятся на грани банкротства
Отечественные кинопрокатчики находятся на грани банкротства. Главная причина в том, что сегодня таможенные органы требуют оплачи...Отечественные кинопрокатчики находятся на грани банкротства. Главная причина в том, что сегодня таможенные органы требуют оплачивать налоги за кинопрокат не только как за услугу, но и как за товар. О том, что же происходит в этой отрасли в интервью «Капитал.kz» рассказал Бауржан Шукенов, учредитель «Объединения юридических лиц по содействию развития кинопроката в форме ассоциации «Киноальянс Казахстана».
– Бауржан Камалович, как Вы можете оценить состояние отечественного рынка киноиндустрии?
– Говорить о том, что в Казахстане есть киноиндустрия, довольно рано. Она только в процессе формирования, пока находится в зародыше. Вообще, киноиндустрия состоит из кинофикации, то есть строительства кинозалов, и кинопроизводства.
Процесс кинофикации в республике еще не закончен, очень сложное положение именно в регионах. И если в Астане и Алматы наблюдается достаточное количество кинозалов, то в Таразе и Петропавловске лишь 1-2 кинозала на весь областной центр.
На кинопроизводство государство выделяет деньги через студию «Казахфильм» – это государственный заказ, а свободное, продюсерское, независимое кино тоже еще в зачаточном состоянии. Основная причина – в отсутствии не только поддержки со стороны государства, но и системы постоянного финансирования кино.
Все эти сегменты рынка не сформированы, соответственно нет конкретной статистики. В итоге получается, что инфраструктуры вокруг кино как таковой тоже нет. Обычно инвесторы не хотят идти туда, где все работают вслепую, то есть не могут понять, сколько собирают кинотеатры, отдельные фильмы и т.д.
– Насколько развита конкуренция в этом сегменте рынка?
– Отечественные кинопрокатные компании конкурируют между собой, так же как и крупнейшие мейджерские студии Голливуда, которые производят практически все мировое кино: Walt Disney Company, Paramount Pictures, Fox Animation Studios, Warner Brothers, Universal.
Кроме студий существуют компании, например Relativity Media, Summit Entertainment, которые завозят независимое кино. Как правило, восточноевропейские фильмы.
Почти у всех зарубежных киностудий есть свои представители в Казахстане. И вся конкуренция в том, у кого лучше фильмы, где задействованы знаменитые актеры и режиссеры, кто больше вкладывает в маркетинг и т.д.
– Какие основные проблемы в этом бизнесе Вы можете отметить?
– Сегодня основная проблема – переход на цифровую проекцию. В Казахстане в 70 кинотеатрах 205 кинозалов, из них лишь 80 перешли на цифровой показ. На 100% оцифровать залы не могут позволить себе даже крупные сети – это очень дорого. Установить цифровой проектор в один кинозал обходится в среднем 100 тыс. евро.
Прирост кинозалов взаимосвязан со строительством новых торгово-развлекательных центров (ТРЦ). Но порой их строят в пределах видимости одного ТРЦ от другого. Для торговли, возможно, это и хорошо, а для кинотеатра – плохо. Таким образом, они забирают выручку друг у друга, и, как следствие, бизнес становится неприбыльным.
Определенный вклад вносят интернет и социальные сети. Многие казахстанцы предпочитают смотреть фильмы онлайн в плохом качестве, чем ходить в кинотеатр. Но без тех спецэффектов, которые возможны при просмотре в кинозале, фильм в интернете может и не понравиться. Как правило, негативное мнение обязательно оказывается в комментариях и соцсетях, что серьезно подрывает и сам бизнес.
Еще одна серьезная проблема, связанная с продвижением кино, – реклама. Сегодня из-за колоссальных налогов на рекламу все площадки стоят огромных денег. Кино – абсолютно социальная вещь и можно было сделать некоторое послабление, хотя бы на отечественные фильмы. Иногда нам идут навстречу, делают большие скидки, но говорить о том, что «наружка» имеет какое-то действенное значение пока нельзя.
На телевидении стоимость размещения рекламы также стоит огромных денег. Мы можем только локально покупать какие-то пакеты у кабельных операторов.
Весь смысл кино в том, что вся страна должна знать о выходе конкретного фильма. По большому счету, нет рекламы – нет кино. Например, в России успех фильма зависит от того, смогла ли кинопрокатная компания зайти на «Первый канал», потому что у него зона покрытия огромная.
– Каким образом распределяется доход от кинопроката?
– Фильмы прокатываются в Казахстане на условиях, что 40% от дохода отходят кинотеатру, 40% – правообладателю, а оставшиеся 20% уходят на оплату налогов, содержание офисов, логистику и рекламу.
Мы работаем только на прокат, так как без посредников с крупными студиями работать невозможно. Они берут огромные деньги, которые для отечественного рынка просто неподъемные. С мелкими европейскими и американскими студиями было несколько договоров.
На мой взгляд, самое правильное, когда казахстанский дистрибьютор или кинопрокатчик напрямую покупает кино на кинорынках и получает чистую прибыль. В дальнейшем полученные средства можно было бы вкладывать в строительство кинотеатров, кинопроизводство и т.д.
Однако пока законодательство не приобретет более-менее понятный вид, мы так и будем придатком российского рынка. Чтобы развивать свою киноиндустрию, надо от этого уходить.
– Какими налогами и пошлинами облагаются кинопрокатчики?
– Когда завозится кинопленка, производится таможенная отчистка. Естественно, оплачивается пошлина и налог на добавленную стоимость (НДС). С роялти производится оплата корпоративного подоходного налога (КПН) с нерезидента и НДС. У кинотеатров внешней деятельности нет, поэтому они платят только НДС и налог на прибыль.
– По каким параметрам таможенные органы оценивают завозимую в страну кинопленку?
– В разные годы кинопленку оценивали либо по весу, либо по метражу. До 2010 года таможенная очистка проходила по инвойсу – документу, содержащему перечень товаров, их количество и цену. Производилась оценка и бралась определенная пошлина. В этом году в рамках Таможенного союза (ТС) уже совсем другие процедуры, нет таможенных пошлин, только НДС. И это колоссальное облегчение.
– К чему, на Ваш взгляд, приведет требование таможенных органов оплачивать налоги за кинопрокат не только как за услугу в налоговые органы, но и как за товар в таможенные органы?
– Такое нововведение приведет к банкротству отечественных кинопрокатных компаний. А, следовательно, к высвобождению рабочих мест. Сегодня и без того многие находятся на грани банкротства. Кроме того, это приведет и к потере контрактов с поставщиками, но и самое главное – в плане самостоятельности казахстанская киноиндустрия откатится на 5 лет назад.
– Если все-таки утвердят двойное налогообложение, под силу ли будет компаниям не только выполнить обязательства перед поставщиками, но и оплатить внушительные суммы штрафов?
– Сейчас как раз и получается, что компании, подвергшиеся штрафам, остановили свою деятельность. Разумеется, сократилось и количество фильмов. Кинопрокатный бизнес рассматривать как прибыльный и в лучшие времена было сложно, а теперь – практически невозможно. Ведь мы должны будем платить как в налоговую, так и в таможню. Это серьезный пробел в законодательстве, который надо решать на уровне министерства экономического развития и торговли, министерства финансов.
– Какие меры в разрешении этого вопроса принимаются со стороны кинопрокатчиков?
– Мы обращались в Минфин с просьбой разобраться в вопросе двойного налогообложения. Ведь если налоги надо будет платить в два фискальных органа, то вести бизнес смысла просто не будет. Потому как ни у правообладателей, которые завозят в страну кино, ни у кинотеатров – не будет никаких доходов.
Также мы написали письмо в Национальную экономическую палату Казахстана «Союз «Атамекен». Надеемся, что вопрос будет более детально рассмотрен. Свою поддержку выразила и Американская торгово-промышленная палата, написав письмо бывшему премьер-министру о том, как позиционировать роялти – как товар или как услугу. К сожалению, результаты еще неизвестны.
В общем, движений особо в этом плане нет, все только в процессе. И сказать, что государственные органы как-то обратили внимание на проблемы кинопрокатчиков – пока сложно.
– Получается, что практика двойного налогообложения будет способствовать процветанию пиратства в республике?
– Как правило, любая неблагоприятная обстановка в киноиндустрии сразу ведет к снижению количества нового ввозимого кино. И вполне естественно, когда на рынке наблюдается дефицит каких-то фильмов, то это сразу ведет к активизации пиратской деятельности.
Я уверен, что с введением двойного налогообложения нелегальный способ доставки кино начнет процветать.
– Отразится ли двойное налогообложение на стоимости билетов в кинотеатрах?
– Думаю, что на стоимость билетов в кинотеатрах это не повлияет, потому что распределение доходов идет в процентах. И если даже кинотеатры поднимут цены на билеты и станут больше зарабатывать, вся прибыль в любом случае будет распределяться в процентном соотношении.
Обычно цены повышают либо на новые технологии 3D, 5D, 7D или на ожидаемые премьеры. В некоторых случаях кинотеатр поднимает цену в связи с увеличением расходов на электроэнергию, коммунальные услуги или возросшую инфляцию, но никак из-за проблем у кинопрокатных компаний.
– Есть ли, по Вашему мнению, перспективы развития у казахстанского рынка кинопроката в будущем?
– Честно говоря, я настроен на пессимистичный сценарий развития отечественного рынка кинопроката. Чем лучше развит рынок кинопоказа, тем больше он привлекает крупных кинопроизводителей, в частности голливудские студии.
Когда инвесторы видят, что рынок интересный и динамичный, с нормальным законодательством, то они стараются напрямую на него заходить, привнося с собой передовые технологии показа фильмов и международные маркетинговые стратегии.
И сегодня мы в этом плане пока находимся на нулевой точке, то есть казахстанский рынок неинтересен зарубежным инвесторам. А если их не будет и в будущем, то казахстанский рынок кинопроката так и останется «хромой собакой» в виде придатка к российскому рынку.
Виктор Климов
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.