Надежды на отечественный планшет тают с каждым днем

Как ни прискорбно осознавать, но все мы зачастую становимся свидетелями того, что в Казахстане интересные идеи терпят крах на ст...

Как ни прискорбно осознавать, но все мы зачастую становимся свидетелями того, что в Казахстане интересные идеи терпят крах на стадии внедрения. Отечественные компании на начальных стадиях сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами, которые тормозят процесс и приводят к неудачам. Одним из ярких примеров подобного «злого рока судьбы» служат попытки казахстанских компаний начать производство отечественных планшетов.

В 2010 году ARTA заявила о своем намерении выпустить линию планшетных компьютеров ARTA Tablet, которые будут сочетать в себе оптимальную цену и качество, не уступающее зарубежным аналогам. Компания провела презентацию своего продукта, выпуск которого был запланирован на март 2011 года.

Однако идея провалилась. Причиной неудачи представители ARTA назвали недоразумение, возникшее в соглашении с китайской компанией Archos, которая должна была производить аппаратную часть для планшетов. ARTA заказала у китайской компании 300 планшетов. Позже компанию уведомили, что минимальный заказ должен составлять 10 тыс. экземпляров.

В итоге запуск отечественной «таблетки» сорвался, а компания потеряла $25 тыс. По заявлению представителей компании ARTA, повторять горький опыт подобного производства они больше не собираются.

«Исходя из слов руководителя ARTA Болата Башеева, который в своем блоге поделился внутренней кухней проекта ARTA Tablet, можно сделать вывод, что они сначала делали, а потом думали», – подметил Александр Васильев, директор интернет-компании PROFIT Online.

Действительно, как признался директор по маркетингу компании ARTA Ерлан Ахметов, в процессе подготовки к реализации проекта ARTA Tablet не было проведено маркетинговых исследований. Компания ориентировалась на конкретный заказ, а проведение дополнительных мероприятий было запланировано только после выхода планшетов в открытую продажу.

В 2011 году еще одна отечественная компания Caspiy Electronics также решила начать производство планшетных компьютеров, под названием «Акку». Сборка планшетов по плану должна была производиться в Китае. Но «Акку» так и не появились на рынке. Партию собранных образцов задержали на границе.

Руководство Caspiy Electronics отказалась отвечать на запрос «Капитал.kz» о дальнейших действиях по производству планшетов. Остается только догадываться, стоит ли нам ждать «Акку», или Caspiy Electronics по примеру ARTA решили «завязать» с подобными проектами.

Говоря о причинах провала в подобных проектах, г-н Васильев отмечает маленькую емкость казахстанского рынка, именно поэтому высокотехнологичное производство внутри страны не имеет смысла. «Тем более когда по соседству есть Китай – всемирная фабрика», – подчеркнул он.

По мнению Андрея Беклемишева, регионального менеджера IDC Central Asia, Казахстан в ближайшей перспективе не сможет конкурировать в производстве электроники с таким соседом как Китай. «Мы максимум можем заниматься отверточной сборкой и выигрывать только за счет таможенных пошлин и государственных субсидий», – считает г-н Беклемишев.

Более того, Александр Васильев уверен, что появляющиеся проекты с местным производством – это абсолютная утопия. Конкурировать с заводами, которые делают то же самое в мировом масштабе – неосуществимая задача. «Новому бренду сложно завоевать доверие покупателя, если только не играть в «казахстанское содержание» и не ориентироваться на госзаказ», – заявил г-н Васильев. К тому же подобный нерыночный подход, по оценке эксперта, рано или поздно тоже даст сбой.

Более обнадеживающие прогнозы дает Екатерина Журавлева, начальник отдела рекламы и PR департамента маркетинга и рекламы Logycom. «Рынок планшетных ПК – это сверхдинамично развивающийся рынок в Казахстане», – поясняет г-жа Журавлева. Если в развитых странах рост данного рынка существенно замедляется, то в развивающихся государствах он активно набирает темп.

Несмотря на столь редкий неудачный опыт, эксперт уверена, что нельзя ставить под сомнение существование и развитие отрасли. «Бесспорно, для старта производства компьютерной техники и его развития необходимы многолетний опыт работы компании в данной сфере, солидные инвестиции для организации такого производства и эффективные партнерские союзы с мировыми лидерами IT-сектора», – говорит г-жа Журавлева.

Сегодня на казахстанском рынке представлены все знаменитые бренды, что, по мнению г-жи Журавлевой, говорит о динамичном росте рынка планшетов в республике. «И отечественные планшеты, выпущенные здесь, с применением передовых технологий и лучших зарубежных комплектующих смогут занять достойное место в данном сегменте техники и будут конкурентоспособными», – заключила она.

Исходя из противоречивых мнений специалистов, хочется все же надеяться, что казахстанским компаниям, специализирующимся на данном виде производства, удастся занять свою нишу. Здесь важны четко продуманная стратегия и основательный, обдуманный подход к запуску и развитию производства. Нам необходимо нарабатывать опыт, который бы помог избежать многих ошибок. Только в таком случае начинания в данной сфере станут успешными. Иначе мы так и будем, придя к плачевному исходу, оправдываться: хотели как лучше, а получилось как всегда.

Татьяна Киселева

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤