Сергей Миронов: «Быть хорошими для всех – это значит ввести тариф, в котором бесплатная связь на все номера»

Вот уже более полугода у Beeline в Казахстане новый руководитель. Третий за последние два с половиной года. Почему в ТОО «КаР-Те...

Вот уже более полугода у Beeline в Казахстане новый руководитель. Третий за последние два с половиной года. Почему в ТОО «КаР-Тел» так часто меняется топ-менеджмент – вопрос, адресуемый нами в штаб-квартиру VimpelCom Ltd в Амстердаме. Нынешнего же руководителя компании Сергея Миронова мы попросили озвучить свою точку зрения по наиболее острым вопросам, вызывающим сейчас горячие дискуссии среди игроков телекоммуникационного рынка. О том, нужна ли казахстанцам услуга переносимости номера, почему нельзя резко снижать ставку интерконнекта, готов ли рынок к связи 4 поколения и почему офис Beeline переехал в Астану Сергей Миронов рассказал в эксклюзивном интервью «Капитал.kz».

– По Вашему мнению, как может сказаться переезд офиса Beeline в Астану на компании и на рынке в целом?

– В работе компании принципиально ничего не изменится. Это решение позволило нам сконцентрировать свои усилия на столице республики, быть ближе к основным государственным органам, что для такой крупной компании как Beeline является жизненно необходимым. На абонентах это никак не скажется, а если и повлияет, то только в лучшую сторону.

Центр деловой активности постепенно перемещается в Астану, крупный бизнес, контакты с которым для нас также являются жизненно необходимыми, перемещается в столицу.

Регулирующие органы находятся в столице республики, поэтому те структурные подразделения, которые завязаны на данный функционал, переехали в Астану.

В Алматы остается большой филиал, который в полном объеме обслуживает жителей мегаполиса.

– В компании довольно часто по рыночным меркам происходит смена топ-менеджмента. С чем это связано?

 – Мне сложно комментировать данный вопрос, потому что в каждом конкретном случае были свои причины.

– Очертите сферу проблемных зон компании. На что Вы как генеральный директор будете делать акцент в своей деятельности?

– Я бы не сказал, что у компании есть какие-то проблемы, у нашей команды есть акценты и направления развития, над которыми мы работаем. Я в свою очередь буду стремиться к тому, чтобы компания эволюционировала в лучшую сторону.

Многие тарифные предложения раньше вызывали у наших абонентов двойную реакцию. Они, с одной стороны, были достаточно интересными, с другой стороны, несли в себе так называемый «эффект звездочки», то есть сноски, пояснения мелким шрифтом. Сейчас мы отошли от этой практики, компания абсолютно открыта со своими абонентами. Политика честности и максимальной открытости является нашим принципом. Это первое.

Второе. Наши новые тарифные предложения направлены на то, чтобы сделать мобильную связь в Казахстане еще более доступной. Некоторое время назад, действительно, стоимость одной минуты разговора в Казахстане существенно превышала уровень, который является приемлемым для стран со сравнимым уровнем экономики. В частности, сравнивая с Россией, можно отметить, что мобильная связь в Казахстане была более чем в два раза дороже. При этом нельзя не отметить объективные факторы, способствовавшие относительной дороговизне связи, среди которых: отсутствие внутристранового роуминга и низкая плотность населения. Изменившиеся рыночные условия внесли свои корректировки, несмотря даже на значительные вложения в строительство 3 G. Сейчас стоимость одной минуты разговора уже вышла на уровень России, а по некоторым параметрам стала даже существенно ниже. Теперь абоненты могут общаться, практически не ограничивая себя.

И третий момент, который мы хотим совершенствовать – это качество. В данном направлении была сделана огромная работа, но сеть развивается стремительно, поэтому потенциал для развития есть всегда. Для абонента качество выражается в двух ключевых понятиях: зона покрытия и стабильность соединения. Людям важно, чтобы звонки не прерывались, голос слышался чисто; интернет-соединение не прерывалось, скорости были высокими. Также абонентам важно быть на связи в роуминге, эту возможность обеспечивают роуминг-партнеры в более чем 180 странах мира. Это те приоритеты, которые были и остаются у нашей компании. Не хочу озвучивать все планы, но уверяю вас, что вскоре абоненты Beeline почувствуют результаты этой работы.

– Действительно, абоненты не любят тарифы со звездочками. А насколько ожидаемой для Вас была весьма неоднозначная реакция на последний из представленных Вами тарифных планов «Freestyle»?

– Мы не удивлены такой реакцией. Быть хорошими для всех – это значит ввести тариф, в котором бесплатная связь на все номера и при этом, по возможности, оператор еще доплачивает за каждый звонок. Это была бы идеальная ситуация. Но мы живем в материальном мире, и компаниям необходимы средства для развития сетей. Оператор должен зарабатывать для того, чтобы абоненты могли пользоваться высококачественными услугами, к примеру, связью 3G. Отмечу, что у нас самые высокие скорости среди тех стран, где мне доводилось побывать, 2-5 мегабит в секунду – это что-то недостижимое для России, Испании, Кипра, США, для целого ряда других стран. Чтобы держать такой уровень, разумеется, необходимы средства. Поэтому бесплатной сотовой связи не будет ни у одного из операторов.

– Еще один болевой вопрос – услуга переносимости номера Mobile Number Portability (MNP). Вы предсказуемо против ее внедрения в Казахстане?

– Это невыгодно никому, поскольку вложения в реализацию MNP придется делать всем трем игрокам, а эффект совершенно неочевиден. Нам придется отвлекать свои средства и реализовывать технические решения, которые позволят реализовать эту услугу. Но эффект от ее внедрения несравнимо мал по сравнению с теми инвестициями, которые необходимо вкладывать в этот проект. По опыту других стран, в самом лучшем случае услугой MNP воспользуются порядка 1,5% от общего числа абонентов.

Конкретные факты: Минэкономразвития России полагает, что там это новшество вряд ли будет широко востребовано. Операторами предоставлены данные о востребованности услуги на рынке некоторых стран, где уровень проникновения сотовой связи был уже значительным. К примеру, в Республике Беларусь количество абонентов, которые воспользовались услугой за первые 4 месяца с момента ее введения, не превысило 2 тыс., что составило 0,019% от общей абонентской базы. В Болгарии на момент ввода услуги в 2008 году только 1% абонентской базы воспользовался предоставленной возможностью, в 2009 году доля пользователей составила 0,54%. В Чехии средний объем переноса составил 0,1% абонентской базы, в Грузии – порядка 1,5%.

– Вы принимаете участие в «круглых столах», рабочих группах, где есть возможность обменяться с конкурентами своими позициями по таким спорным вопросам? У Вас были открытые дискуссии на эту тему?

– Я на этой позиции работаю более полугода и стараюсь посещать все мероприятия, которые собирает министерство транспорта и коммуникаций. К моему удивлению, из первых руководителей на этих мероприятиях присутствую только я, от других операторов участвуют заместители. Поэтому обменяться мнениями с первыми лицами пока возможности не было.

– Можно ли уже говорить о том, что суббренд «Дос» уходит с рынка? Его запуск был ответом «Tele2 Казахстан» или инструментом для маркетингового маневра?

– Это было желание противостоять нашему конкуренту. В тот момент времени этот шаг сыграл свою позитивную роль, но сейчас мы пересматриваем наши подходы. Фокус будет исключительно на бренде Beeline, бренд «Дос» уйдет со сцены. Мы пришли к выводу, что нужно фокусироваться на чем-то одном, а не пытаться распылять свои усилия в разных направлениях.

– Как бы Вы в целом оценили конкурентное поле в Казахстане? Согласно стратегии компании, как должны выстраиваться отношения с конкурентами по рынку?

– Мы говорим не о конкурентах, мы говорим о партнерах по рынку. Это компании, к которым мы относимся с большим уважением, и которые вместе с нами формируют рынок сотовой связи Казахстана. Кстати, по моему мнению, абсолютное большинство проблем, с которыми сталкиваются люди и компании, своим корнем имеют недостаток уважения.

Безусловно, мы сделаем максимум возможного, чтобы находиться «в рынке», но провоцировать или начинать новые войны – это не наша позиция, потому что есть экономические законы, поменять которые не сможет никто. Конечным результатом деятельности любой компании является получение прибыли. Ни одна из компаний не занимается благотворительностью и попытками обесценить имущество акционеров, поэтому чудес ждать не следует. И все резкие действия на рынке, которые иногда предпринимаются нашими партнерами, имеют временный характер. В итоге цены все равно будут соответствовать среднерыночным.

– Вы работали в разных странах. По Вашим оценкам, насколько активны казахстанские регуляторные органы в телекоме по сравнению с другими странами СНГ?

– Они очень корректны и сумели найти баланс между чрезмерной игрой в демократию, когда на рынке начинаются хаос и анархия, и закручиванием гаек, когда каждый шаг согласовывается с государством. В Казахстане регуляторы контролируют принципиальные направления развития отрасли, но не административно-директивными методами, а путем поиска взаимно приемлемых решений, которые согласуются со всеми основными игроками рынка. В конечном итоге, мы имеем оптимальное, взвешенное решение. Эта позиция мне крайне импонирует и заслуживает всяческого уважения.

– Есть ли еще в Казахстане ресурс для органичного роста всех операторов одновременно?

 – Что касается абонентской базы, то показатель проникновения мобильной связи в стране – 140% – говорит о том, что дальнейший рост будет очень незначительным, если будет вообще. Что касается увеличения доходности, то, безусловно, потенциал для роста существует. С точки зрения увеличения спроса по передаче данных, можно с уверенностью говорить о том, что рынок будет расти и основным ресурсом роста будет именно передача данных. Все компании, включая нас, основные усилия сконцентировали на передаче данных, и этот фокус едва ли изменится.

– Почему Beeline в Казахстане стагнирует в абонентах и в прибыли?

– Темпы роста в этом году ниже по сравнению с прошлым, но при этом никакой стагнации не наблюдается. Некоторое замедление объясняется обострившейся конкуренцией. Вместе с тем, мы зафиксировали рост количества абонентов, которые ежедневно регистрируются в нашей сети. Показатель VLR (Visitor Location Register) за последний месяц вырос на 130 тыс. абонентов, поэтому говорить о стагнации неуместно.

– Вероятно, корпоративный рынок рассматривается в качестве потенциала для роста?

– Да, безусловно. За три года после запуска направления Beeline Business нам удалось значительно усилить свои позиции в корпоративном секторе. Преимущество нашей компании в том, что своим клиентам мы предлагаем персональные решения, а не просто набор отдельных услуг мобильной и фиксированной связи.

– На каких позициях в группе компаний VimpelCom Ltd находится Beeline Казахстан?

– Начну с того, что на сегодня VimpelCom Ltd является глобальным игроком на мировом рынке телекоммуникаций. Группа компаний объединяет операторов мобильной и фиксированной связи в 18 странах Европы, Азии и Африки с общей численностью населения около 900 млн человек. В этой глобальной структуре мы занимаем 6-е место по размерам бизнеса. Внимание к нашей компании со стороны штаб-квартиры в Амстердаме повышенное, объясняется это тем, что 7 крупнейших компаний генерируют 90% выручки всей группы.

– Каковы перспективы 4G в Казахстане? Будет ли спрос на «следующие» скорости?

– Несмотря на многочисленные дискуссии о сетях четвертого поколения, думаю, что перспектива внедрения довольно отдаленная. По некоторым оценкам, работы по выделению частотного диапазона затянутся до 2015 года. Востребованность той или иной технологии напрямую связана с доступностью устройств, которые позволяют этой технологией пользоваться. Сегодня единичные устройства, поддерживающие стандарт LTE, имеют высокие цены. На мой взгляд, массовое распространение такие девайсы получат не ранее 2-4 лет.

Производители абонентских устройств должны увидеть, что услуга пошла в массы, а сотовые операторы должны понимать, что развитие этой услуги действительно будет востребовано. Когда эти два фактора сойдутся в одной точке, начнется массовый выпуск относительно недорогих пользовательских устройств с поддержкой данной технологии связи, а операторы начнут серьезно инвестировать для того, чтобы связь стандарта LTE охватывала значительную часть территории страны. По моим оценкам, в Казахстане это произойдет не раньше, чем через 2-3 года. Нужно объективно сказать, что абоненты практически ничего не потеряют от того, что LTE не запустится в одночасье. Сегодня сети третьего поколения демонстрируют скорости порядка 3-5 мегабит в секунду. Здесь и сейчас вопрос острой необходимости в развитии сетей 4G для меня является открытым. Сети 4 поколения выйдут на сцену в тот момент, когда количество абонентов, пользующихся сетями 3G, вырастет в несколько раз, они начнут потреблять больше трафика и сеть из-за ограниченности частот использования перестанет справляться с возросшим потоком трафика. И, безусловно, Beeline в этом направлении будет стремиться сохранить лидирующие позиции.

– Как Вы решаете задачу низкой технической экспертизы Ваших подрядчиков в сегменте FTTB и долгого времени ожидания при звонках в call-center?

 – Этот вопрос я взял под личный контроль. К примеру, время ожидания в call-сenter услуги «Интернет дома» в марте составляла 6-7 минут, что, конечно, было неприемлемо. Этот показатель снизился, на данный момент составляет 119 секунд. Мы приложим все силы, чтобы положительная динамика сохранилась. Что касается профессионализма бригад, которые выезжают на место и обслуживают абонентов, здесь вопросы более серьезные, потому что это сотрудники сторонних подрядных организаций, которых мы привлекаем для проведения данных работ. Процесс селекции и отсеивания непрофессиональных компаний занимает определенное время. Но могу сказать, что ситуация с начала года существенно улучшилась.

– Какова на сегодняшний день Ваша доля на рынке проводного интернета?

– Мне сложно оценивать долю. На настоящий момент двумя ключевыми игроками на этом рынке являются Beeline и «Казахтелеком», который заявил об 1 млн абонентов. Наша цифра подключенных абонентов приближается к 150 тыс. Остальные игроки имеют существенно более низкую долю на рынке.

– Какую долю в структуре Ваших доходов занимает этот бизнес?

– Небольшую, пока этот показатель равен нескольким процентам.

– А сколько Вы инвестируете в развитие этого бизнеса?

– Тоже достаточно ограниченные суммы. Мы их чрезмерно не форсируем, потому что понимаем, что бороться с таким игроком как «Казахтелеком» задача сложная и на данном этапе экономически нецелесообразная. Для нас этот бизнес скорее дополнительный к основному, чтобы мы имели возможность предоставлять нашим абонентам конвергентные услуги.

Виктория Говоркова

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤