Бензиновая тоска
Середина лета для казахстанских автовладельцев ознаменовалась снижением цен на бензин, однако радость длилась недолго. Пришла ос...Середина лета для казахстанских автовладельцев ознаменовалась снижением цен на бензин, однако радость длилась недолго. Пришла осень, казахстанцы вышли из отпусков, окунулись в трудовые будни, и цены на бензин вернулись на свои позиции.
Согласно официальной информации Агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ), в связи с изменением значений котировок на нефть марки Brent с $104,09 за баррель в июне до $114,8 за баррель в сентябре предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен, с 3 октября текущего года составили с учетом НДС: дизельное топливо – 94 тенге за литр; Аи-80 – 89 тенге за литр; Аи – 92 – 110 тенге за литр.
Хотя всего три месяца назад АРЕМ своим решением снизило предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов: дизельное топливо – 90 тенге за литр; Аи-80 – 86 тенге за литр; Аи-92/93 – 106 тенге за литр. Такие колебания неоднозначно восприняты как экспертами, так и рынком.
«Объективных причин для повышения розничных цен на бензин на внутреннем рынке нет», – считает Сергей Смирнов, эксперт Института политических решений. Цена на нефть в течение предыдущих двух месяцев колебалась на уровне $110 за баррель, поэтому повышать цены на бензин, ссылаясь на увеличение стоимости нефти на мировом рынке, некорректно, полагает он. При этом эксперт отметил, что расчет стоимости топлива с привязкой к мировым ценам на нефть очень сложный. В этом расчете учитываются многие моменты, которых можно было бы избежать и снизить цены на бензин. «В стране нет рынка топлива в классическом понимании, есть лишь некоторые его элементы и внешние атрибуты. Неадекватность роста цен на нефть и ГСМ свидетельствует об отсутствии рыночных механизмов регулирования. Так, рост стоимости барреля (160 литров) нефти с июня по октябрь на 8,5% привел к увеличению (с 3 октября) цены литра Аи-92 почти на 4%», – подчеркнул г-н Смирнов.
Сергей Смирнов указывает и на то, что в случае снижения цен на ГСМ АРЕМ отреагировало только через несколько месяцев после изменения мировых цен на нефть. «Падение цен на нефть началось с конца апреля 2012 года, тогда как АРЕМ подписало приказ только в конце июня текущего года», – подчеркнул эксперт.
С другой стороны, как считает Дмитрий Александров, начальник отдела аналитических исследований ИГ «УНИВЕР», повышение цен на бензин вполне оправдано с точки зрения рынка. «Мировые цены на нефть довольно давно стоят в определенном коридоре, то есть сказать, что цены на нефть растут, нельзя. Вместе с тем подъем цен на нефтепродукты на внутреннем рынке – это разумное решение», – утверждает российский эксперт.
Г-н Александров связывает нынешнее повышение цен на бензин с трудным положением независимых автозаправочных станций (АЗС) в нашей республике. «Возможно, поднятие цен в настоящее время может быть попыткой хоть немного повысить маржу для независимых игроков», – подчеркнул он.
В середине сентября владельцы отечественных АЗС обратились в Министерство нефти и газа РК с требованием пересмотреть предельную розничную стоимость топлива. Тогда реализаторы ГСМ утверждали, что заправкам грозит разорение, если «предел», установленный АРЕМ, останется на нынешнем уровне. И вот решение АРЕМ не заставило себя ждать.
В подтверждение обоснованности таких требований выступает г-н Александров.
«Повышением цен на внешнем рынке всегда пытаются объяснять повышение цен на внутреннем рынке нефтепродуктов. В принципе так оно и есть. Однако для каждой страны это правило действует по-разному», – уточняет аналитик. К примеру, в США более рыночная модель. По оценке г-на Александрова, в России эта зависимость меньше, потому что степень консолидированности оптового и розничного рынка очень сильная и из-за этого очень сильно влияние вертикально интегрированных компаний, в том числе и государственных. С другой стороны, у государства возникает возможность сдерживать цены. В случае с Казахстаном степень консолидированности еще выше. «Вместе с тем в последнее время произошло существенное снижение количества АЗС по причине того, что у них была нулевая или даже минусовая маржа из-за того, что не было верхней ценовой границы в оптовом сегменте рынка нефтепродуктов. Для тех, у кого был прямой доступ к НПЗ, с собственной добычей было все нормально, а для тех, у кого не было таких возможностей – были крупные проблемы», – поясняет эксперт.
Дмитрий Александров полагает, что низкие цены на розницу могут отпугивать и крупных игроков, в том числе и российских. К примеру, «ГазпромНефти» выгоднее работать в южных регионах России, чем развивать свой бизнес в Казахстане. «Поэтому можно придумывать какие-то схемы с переработкой, либо просто повысить верхние границы цен в рознице. Последний инструмент более рыночный и понятный для всех участников рынка. Мелкие игроки в таком случае могут не просто понять этот инструмент, но и воспользоваться им», – заключил г-н Александров.
А г-н Смирнов предлагает несколько иное решение данной ситуации. Аналитик полагает, что устанавливаемые государством предельные цены должны применяться ко всем участникам рынка (ресурсодержателям, оптовикам, рознице) и учитывать операционные расходы каждого из них.
Ольга Веселова
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.