Пересядет ли Казахстан на «Лады»?

В рамках Таможенного союза в Казахстан завозится все больше российских автомобилей. Это и есть часть цены, которую наша страна з...

В рамках Таможенного союза в Казахстан завозится все больше российских автомобилей. Это и есть часть цены, которую наша страна заплатит за интеграцию с Россией.

Как на днях передало информационное агентство КазТАГ, министр по делам экономической интеграции Жанар Айтжанова не согласна с критикой депутата мажилиса парламента Мурата Абенова, что Казахстан защищает автомобильный рынок России.

«Да, импорт российских автомобилей растет – это единый рынок. Но и мы также видим, что растет наше производство. Это пока несоизмеримо в объемах, но что касается «Азия Авто», они в 2011 году произвели 7 тысяч 326 автомобилей против 3 тысяч в 2010 году. Мы все равно видим рост», – говорит Жанар Айтжанова.

Кроме того, по словам министра, АО «АгромашХолдинг», которое работает с корейской SsangYong, произвело в 2011 году около 800 автомобилей. «То есть у нас тоже делается упор на развитие отечественного автопрома в сотрудничестве с Россией», – добавила она.

Напомним, депутат Мурат Абенов поинтересовался у министра, как обеспечивается защита автомобильного рынка Казахстана. «Сегодня получается, что мы защищаем только автомобильный рынок России. Я смотрел последние сведения. В 3 раза увеличился завоз российских автомобилей, при этом в нашем автопроме такого роста нет. Получается, что мы пытаемся защищать свой рынок, на самом деле в последних договоренностях таких защитных мер мы не видим», – отметил г-н Абенов.

Растет и развивается

Автомобильный рынок Казахстана развивается, продажи отечественных автомобилей растут. Так, в 2011 году продажи легковых автомобилей казахстанского производства составили 7,347 тыс. единиц – в 2,4 раза выше показателя 2010 года. Таким образом, доля автомобилей казахстанского производства в сегменте новых легковых автомобилей возросла до 19,64% против 17,37% годом ранее.

В текущем году эта динамика сохранилась. По данным игроков рынка, за 7 месяцев 2012 года официальными дилерами было реализовано почти 48 тыс. машин, что в 2,5 раза больше аналогичного периода прошлого года. Неплохие результаты показывает реализация автомобилей отечественной сборки. Авто с маркой «Сделано в Казахстане» было продано порядка 10 тыс., что в 3 раза больше показателя 2011 года.

Одновременно с ростом продаж российских автомобилей растут и продажи узбекских машин. Так, за август текущего года в Казахстане реализовано 774 автомобиля GM Uzbekistan. В настоящий момент Nexia находится на четвертой строчке в топе самых продаваемых автомобилей в Казахстане, а Matiz – на десятой позицию.

Ограниченный рост

Кстати, планы по строительству завода полного цикла с участием АвтоВАЗа в Усть-Каменогорске были озвучены уже давно, но никак не воплощались в жизнь. Основная причина: проблемы российского производителя на российском рынке и отсутствие устойчивого спроса.

Именно Таможенный союз, высокий уровень таможенных пошлин на импортируемые из-за пределов интеграционного объединения автомашины позволили казахстанскому рынку расти быстрыми темпами. Правда, этот рост весьма ограниченный. Ассортимент – произведенные и собранные в России и Беларуси автомобили.

Если о заводе полного цикла с российскими партнерами руководство усть-каменогорского завода «Азия Авто» говорит уже несколько лет, то реальные подвижки произошли лишь относительно недавно. Напомним, в ноябре АвтоВАЗ, «Азия Авто» и НК «СПК «Ертiс» заключили меморандум о стратегическом партнерстве.

В соответствии с этим соглашением в 2012 году стороны начнут строительство завода полного цикла производства автомобилей: линии сварки, окраски, сборки и выпуска комплектующих. Запуск первой очереди производства (90 тыс. автомобилей в год) планируется в 2015 году, второй очереди (еще 30 тыс. автомобилей в год) – в 2017 году. Произведенные в Казахстане автомобили будут реализовываться на рынках стран Средней Азии, в Закавказье, Сибирском и Дальневосточном округах России.

По сути, усть-каменогорский завод будет представлять интересы АвтоВАЗа в регионах России, куда из-за дорогой логистики поставлять машины из Тольятти невыгодно.

Еще раз речь о заводе шла во время недавней встречи глав государств России и Казахстана.

Ничего другого не остается

АвтоВАЗ стремится в Казахстан еще и из-за того, что стремительно теряет позиции на своем крупнейшем экспортном рынке – Украине. В первом квартале 2012 года продажи АвтоВАЗа на Украине упали на 42%, и доля рынка сократилась почти вдвое, а в Казахстане продажи выросли на 196,4%, а доля рынка – до 41,5%. Напомним, доля рынка автомобилей казахстанской сборки в Казахстане около 20%.

В отчетности АвтоВАЗа говорится, что завод впервые утратил лидирующие позиции на рынке Украины, уступив первое место корейской «Хундай» и продав в 1 квартале 2012 года 3,8 тыс. машин, на 42% меньше к тому же периоду 2011 года (6,6 тыс.).

Для сравнения: в 2011 году АвтоВАЗ продал на украинском рынке 29 тыс. машин, на 17% больше, чем в 2010 году. При этом АвтоВАЗ считает, что Украина остается для него стратегическим и одним из крупнейших экспортных рынков. «Одно из свидетельств – по итогам первых четырех месяцев 2012 года примерно 30% экспортных поставок готовых автомобилей АвтоВАЗа приходится на Украину», – пишет РБК daily со ссылкой на источники на заводе.

По оценке директора отделения стратегического планирования дилерского холдинга «Атлант-М», работающего, в том числе и на Украине, Алексея Терещенко, модельный ряд АвтоВАЗа чрезвычайно, критически устарел, а единственное конкурентное преимущество – низкая цена, хотя в том же ценовом сегменте на украинском рынке представлены более современные китайские автомобили местной сборки. По прогнозу Алексея Терещенко, продажи АвтоВАЗа будут падать, пока на Украине не начнут продаваться «Гранта» и «Лагрус». Серьезным риском для АвтоВАЗа (как и для иномарок российской сборки) Алексей Терещенко считает намерения украинских властей ввести временные защитные пошлины для поддержки собственного автопрома (+15% на 3 года).

Ослабив позиции на Украине, АвтоВАЗ смог укрепить их на рынке Казахстана, продав в 1 квартале 5,4 тыс. машин, на 196,4% больше к тому же периоду 2011 года, и увеличив рыночную долю до 41,5%. Наибольшим спросом в Казахстане пользуются «Самары» и «Приоры». В прошлом году на казахстанском рынке продано 13 тыс. новых машин. Для сравнения: машин казахстанской сборки в 2011 году подано 7,347 тыс. единиц, почти в 2 раза меньше.

По большому счету, рост продаж российских автомобилей в РК – это часть цены, которую Казахстан должен заплатить за интеграцию в рамках Таможенного союза. Важнее всего то, чтобы идея строительства завода полного цикла не утонула в дискуссиях.

Андрей Кириллов

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤