Казахстан стал экспортером локомотивов

Казахстан скоро начнет продавать локомотивы в страны бывшего СССР. Если это случится, то экспорт станет диверсифицированным и Ка...

Казахстан скоро начнет продавать локомотивы в страны бывшего СССР. Если это случится, то экспорт станет диверсифицированным и Казахстан впервые сделает довольно ощутимый шаг в сфере диверсификации экономики и избавления от нефтяной зависимости.

В конце сентября новость о том, что Казахстан будет экспортировать локомотивы Evolution в Россию и Латвию пришла с международной выставки железнодорожного оборудования «INNOTRANS-2012», которая проходила в Берлине с 18 по 21 сентября.

Как сообщалось, национальная компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ) подписала ряд соглашений с иностранными компаниями.

«Результатом совместной плодотворной работы казахстанской делегации с представителями ведущих мировых компаний-поставщиков и операторов железнодорожной техники и технологий стало подписание ряда двусторонних документов, которые во многом повлияют на формирование вектора развития отечественной железнодорожной отрасли в среднесрочной перспективе», – отметили в пресс-службе КТЖ.

По информации компании, для расширения географии экспорта казахстанского грузового локомотива ТЭ33А серии Evolution, производимого на отечественном локомотивосборочном заводе в Астане, подписан меморандум о сотрудничестве с российским ЗАО «Евросиб – Транспортные системы С.п.Б.». Документ предусматривает поставку в течение 2013-2015 годов до 50 единиц ТЭ33А в адрес этой компании.

Кроме этого, достигнуты договоренности с АО «Латвийские железные дороги» о продаже в 2013-2014 годах порядка 20 единиц ТЭ33А по результатам его ходовых испытаний в Латвии, уточнили в КТЖ.

Также, по данным пресс-службы, в ходе двусторонней встречи с эстонской компанией «Vopak E.O.S. Ltd.» была отмечена заинтересованность в покупке 10 единиц локомотивов казахстанского производства в 2013 году.

Сертифицировать нужно обязательно

КТЖ имеет довольно мощного российского партнера, способного оказать практическую помощь в реализации локомотивов.

Так, в июне текущего года крупнейший в России транспортный концерн «Трансмашхолдинг» пополнил свои производственные мощности. Компания подписала договор о покупке 50% локомотивосборочного завода в Астане, который выпускает тепловозы по лицензии General Electric (GE). Потратив около $60 млн, «Трансмашхолдинг» получает американские технологии и увеличивает свое присутствие на рынках Казахстана и других стран Азии.

Локомотивосборочный завод, созданный в 2009 году, был на 100% подконтролен КТЖ. Мощность завода – до 150 локомотивов в год, цена одного – около $6 млн. По оценкам, до 80 локомотивов будут поставляться на внутренний рынок Казахстана, остальное – на экспорт в страны СНГ и Азии.

Тогда сообщалось, что в Россию поставлять локомотивы пока не планируется, так как они в России не сертифицированы.

Вообще, Казахстан самостоятельно сертифицировать локомотивы не может. У нас отсутствуют специальные испытательные базы и аккредитованные сертифицированные органы. Поэтому КТЖ и обратился в российский регистр сертификации железнодорожного транспорта.

Латвийцы сначала испытают

В начале октября компания Latvijas dzelzcels (LDz, латвийская железная дорога) уже приобрела тепловоз ТЭ33А у казахстанского локомотивосборочного завода «Локомотив Курастыру Зауыты». После прибытия локомотива в Латвию он будет испытываться в течение двух месяцев. По неофициальным данным, при положительных результатах испытаний LDz объявит конкурс о покупке партии тепловозов ТЭ33А.

В Latvijas dzelzcels отметили, что односекционный локомотив серии Evolution ES44ACi способен заменить двухсекционный тепловоз типа 2ТЭ10 и считается более мощным, чем 2М62.

А потребность в новых надежных локомотивах в Латвии имеется. Как сообщило в конце августа Агентство транспортных новостей со ссылкой на менеджера отдела общественных связей LDz Джоанну Эглитэ, нацкомпания планирует к 2013 году полностью завершить укладку второго пути протяженностью 54 км на участке Скривери –Крустпилс. По ее словам, этот путь расположен в наиболее загруженном железнодорожном коридоре Латвии, где при интенсивном движении ощущается нехватка пропускной способности. «Строительство второй колеи ставит своей целью увеличение мощности участка для обеспечения равномерного и надежного грузопотока к рижскому порту и более эффективного использования транзитного коридора Восток – Запад», – отметила Джоанна Эглитэ.

Она добавила, что общая стоимость проекта составляет более 93,412 млн евро. 70% этой суммы предоставляет Фонд выравнивания ЕС, 30% затрат покрывает Latvijas dzelzcels.

Всех обогнали эстонцы

Кстати, эстонцы в плане испытаний Evolution обогнали россиян и латвийцев. Там к испытаниям собранного в Астане дизельного локомотива начали готовиться еще в начале 2011 года.

Испытания проводит железнодорожная компания A.S. E.R.S., основанная в 2003 году в качестве дочерней компании со стопроцентным участием компании Vopak E.O.S. На сегодняшний день компания является крупнейшей в Эстонии фирмой по транспортировке железнодорожных грузов, перевозя порядка 250 тыс. вагонов ежегодно.

Испытания локомотива продолжались до марта с целью оценить совместимость тепловоза с инфраструктурой эстонской железной дороги и выяснить, является ли такой тип локомотивов достойным выбором для обновления парка тепловозов.

Первые впечатления оказались хорошими. Так, по словам председателя правления E.R.S. Арнаута Лугтмейера, Evolution – это новое поколение локомотивов, более экономичное и экологичное, что является немаловажным фактором для сферы логистики.

«Evolution способен вести состав общим весом до 5,2 тыс. тонн. Мощность локомотива составляет 3356 кВт (4562 л.с.), максимальная скорость достигает 120 км/ч. Один 12-цилиндровый локомотив серии Evolution способен вести состав, эквивалентный 170 самолетам Jumbo Jet. Локомотив не требует повышенных затрат на содержание, топливо и смазку, а также гораздо более дружелюбен к окружающей среде по сравнению с предшественниками», – заметил г-н Лугтмейер.

Кроме того, более 3,7 тыс. локомотивов серии Evolution используются на данный момент в 10 странах.

Казахстан, экспортируя локомотивы, сделает решительный шаг к диверсификации экономики и постепенному избавлению от нефтяной зависимости.

Аман Карим

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤