Перестановки во власти. Взлеты и падения
Недавние кадровые перестановки во властных структурах Казахстана обусловлены изменением приоритетов в развитии государства. Сей... Недавние кадровые перестановки во властных структурах Казахстана обусловлены изменением приоритетов в развитии государства. Сейчас основной задачей, по словам Марата Шибутова, представителя Ассоциации пограничного сотрудничества в Казахстане, является не индустриализация, которая отходит на второй план, а развитие регионов. О смене приоритета свидетельствует создание нового министерства регионального развития.Создание нового министерства, по словам Досыма Сатпаева, политолога, директора «Группы оценки рисков», является еще одной попыткой повысить конкурентоспособность регионов, так как без этого невозможно говорить об экономической конкурентоспособности всей страны.
Министерство регионального развития, по мнению г-на Сатпаева, должно сыграть роль «смотрящего» за акимами. Это та структура, говорит политолог, которая должна делать основной акцент на том, чтобы казахстанские регионы смогли работать синхронно с правительством. Свою точку зрения Досым Сатпаев объясняет тем, что практически каждый год, по данным Счетного комитета, основные нарушения бюджетной дисциплины, а также провалы многих государственных программ происходили именно на уровне регионов. «Это приводило, в том числе, к росту социальной напряженности, что бумерангом било по Астане», – говорит он. К тому же эксперт напомнил, что данное министерство появилось после того, как в конце прошлого года прошло президентское совещание с участием акимов, на котором прозвучала довольно жесткая критика в их адрес, с точки зрения низкого вклада в региональное развитие.
На прошедшем вчера в Астане совещании по итогам 2012 года и реализации стратегии-2050 президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что децентрализация власти, проводимая в стране, станет серьезным экзаменом для премьер-министра Казахстана Серика Ахметова, передает «Интерфакс-Казахстан». «Серик Ныгметович, это для тебя экзамен, как победить чиновничье желание расширять свои функции и ничего не отдавать (регионам – ИФ-К). Так мы децентрализацию не проведем», – сказал глава государства. «Не можем мы из центра за всеми проблемами на местах следить. Для этого у них (местных властей – ИФ-К) должны быть полномочия и деньги. Зачем дублировать, зачем усложнять жизнь наших граждан?» – добавил президент.
Молодость: недостаток или преимущество?
Что же касается непосредственно самих перестановок, то, по мнению Максима Казначеева, руководителя сектора внутренней политики Института политических решений (ИПР), назначение Бауыржана Байбека на должность первого заместителя председателя Народно-демократической партии (НДП) «Нур Отан» несет серьезные риски. В партии, по мнению эксперта, будет вырисовываться некоторая коллизия с неформальными статусами. Максим Казначеев объясняет, что политического веса нового назначенца явно недостаточно для того, чтобы эффективно работать и оказывать влияние на руководителей областных филиалов НДП «Нур Отан», ведь по статусу ими являются первые лица исполнительной власти. Соответственно, считает аналитик, придется прибегать к авторитету президента для воздействия на региональные филиалы партий. Это, в свою очередь, по прогнозу г-на Казначеева, переведет партию в режим работы постоянного ситуативного реагирования и будет отвлекать президента от выполнения его обязанностей.
Иной точки зрения относительно данного назначения придерживается г-н Шибутов. По его мнению, на ключевые посты в государстве все чаще назначают именно представителей молодого поколения, и это уже стало неким трендом. «Нельзя забывать о том, что доля молодежи от общего количества населения Казахстана достаточно большая, и с каждым годом она увеличивается», – подчеркнул он.
Однако г-н Казначеев уверен в том, что в данном случае молодость нельзя считать преимуществом. «На такой позиции недостаточно некоего «западного креатива», необходим огромный опыт работы по общественно-партийной линии», – настаивает руководитель сектора внутренней политики ИПР.
Максим Казначеев предполагает, что в этом случае будет некое разделение функций, и за этим назначенцем будет закреплена только административная и организационная работа, объем работы у него будет несколько снижен. Но это, по словам эксперта, не совсем правильно, так как слишком привязывает партию к существующим центрам выработки политической идеологии.
Взлеты и падения
Самым неожиданным Марат Шибутов назвал назначение Бахытжана Сагинтаева на должность первого заместителя премьер-министра РК – министра регионального развития РК. Должность первого заместителя премьер-министра РК, по мнению г-на Шибутова, достаточно сложная, и перед тем, кто ее занимает, ставится непростая задача. «Новый назначенец не показывал пока себя хорошим управленцем и для такой конфликтной должности у него недостаточно опыта», – комментирует эксперт.
Неоднозначно оценивают политологи и назначение Ерболата Досаева на должность министра экономики и бюджетного планирования РК. «Что касается Ерболата Досаева, то у меня отношение к этой фигуре довольно неоднозначное, так как я не очень высоко оцениваю его работу, когда он еще был министром здравоохранения РК», – рассказал г-н Сатпаев. Эксперт не отрицает, что г-н Досаев, возможно, является хорошим бизнесменом, но этого, по его мнению, часто недостаточно для того, чтобы возглавлять государственный орган. Эксперт уверен, что на некоторые должностные позиции, конечно, надо привлекать молодые кадры, но только тех, кто уже «понюхал пороху», кто поработал в «поле» на уровне тех же регионов, кто знает о стране не по докладам, а в реалиях. «Нужны не только теоретики, но и практики, особенно с опытом работы на региональном уровне. А не мальчики, получившие хорошее западное образование и в основном имеющие теоретический опыт. И, естественно, подготовка таких людей должна быть не на министерском посту, а в регионах», – заявил г-н Сатпаев.
Из числа сильных назначений г-н Казначеев выделил переход Марата Тажина на позицию государственного секретаря Республики Казахстан. Это, по словам эксперта, признанный специалист по внутриполитическим процессам, и в новой должности, помимо выполнения формальных функций, он, так или иначе, будет формировать внутреннюю политику государства, особенно в идеологической сфере.
Назначение Дархана Мынбая на должность директора Национального музея Республики Казахстан аналитики расценивают как сильное понижение. Напомним, что до этого г-н Мынбай занимал пост министра культуры и информации РК. Причины этой перестановки г-н Казначеев видит в заявлениях, сделанных экс-министром, которые, по всей видимости, не совсем адекватно представляли действия властей в плане работы со СМИ. Эксперт напомнил, что буквально в конце прошлого года были вынесены решения по закрытию целого ряда оппозиционных СМИ. Руководитель сектора внутренней политики ИПР предполагает, что Дархану Мынбаю в вину было поставлено то, что для этого события не было создано соответствующего информационно-пропагандистского фона, и экс-министр не смог смягчить общественную реакцию на эти действия.
Слухи не подтверждаются
Пока не подтверждаются слухи о том, что в рамках кадровых перестановок произойдет и смена акима Алматы. Мегаполису, по оценке г-на Сатпаева, постоянно не везет с акимами. «Дело не только в действующем акиме Алматы Ахметжане Есимове. Не было еще на посту алматинского градоначальника человека, который на самом деле любил бы этот город, а не использовал его в качестве кормушки», – говорит г-н Сатпаев.
Эксперта удивляет «восхищение» некоторых людей бывшими руководителями города, которые делали дороги или наводили порядок во дворах. А ведь они, по словам г-на Сатпаева, просто выполняли свои прямые обязанности.
Ахметжан Есимов, по прогнозам г-на Казначеева, останется на своем посту. С одной стороны, экономические результаты, которые демонстрирует город, весьма успешны и оставляют его в числе доноров республиканского бюджета. С другой стороны, большое количество коммунальных и бытовых проблем в городе говорит о том, что городские власти со своими обязанностями справляются недостаточно эффективно.
Но, по его мнению, проблема не только в персональном подборе кандидатур на позицию акима, но и в том, что инвестиции в коммунальную инфраструктуру города, которых было недостаточно в течение последних 15-20 лет, все-таки начинают давать о себе знать. В этом случае смена акима города Алматы, по мнению эксперта, не повлечет за собой кардинальных перемен в лучшую сторону в плане функционирования города.
А вот г-н Шибутов не сомневается в том, что Алматы нуждается в смене акима. «Но при всем богатстве выбора другой альтернативы в сложившихся политических условиях нет, так как Алматы очень важный объект и другим людям его не доверят», – сказал он.
Один из способов исправить сложившуюся ситуацию г-н Сатпаев видит во введении выборности акимов. «Но данный сценари, в рамках действующей политической системы маловероятен, с учетом того, что в глазах Аккорды Алматы это важный стратегический центр, к тому же один из доноров республиканского бюджета, в котором также всегда существовало более оппозиционное настроение к действующей власти», – считает г-н Сатпаев.
По оценке экспертов, на данный момент произведены еще не все перестановки. Так, по прогнозу г-на Шибутова, перестановки в правительстве будут продолжаться до конца месяца. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.