Проблемные индикаторы Doing Business
Шкала «легкости ведения бизнеса» Всемирного банка остается для Правительства Казахстана главным ориентиром по улучшению бизнес-к...Шкала «легкости ведения бизнеса» Всемирного банка остается для Правительства Казахстана главным ориентиром по улучшению бизнес-климата. Проблемные для республики индикаторы рейтинга Doing Bussiness стали темой обсуждения на заседании кабинета министров во вторник. В ускоренном режиме подтягивать позиции страны в правительстве намерены путем автоматизации процедур и сокращения документации при ведении бизнеса. В частности, в 2013 году запланированы внедрение единого электронного окна при экспортно-импортных операциях в сфере внешней торговли, создание единого реестра сведений о банкротстве, а также оптимизация административных барьеров в строительстве.
Особое отношение к рейтингу Doing Business у казахстанского правительства возникло в 2008 году. Тогда была создана специальная рабочая группа по улучшению позиций страны в рейтинге под руководством вице-премьера Ербола Орынбаева. С 2010 года все реформы и мероприятия в данном направлении проводятся в соответствии с утверждаемыми комплексными планами.
В 2012 году в рейтинге Doing Business Казахстан поднялся на семь ступеней и занял 49-место. Однако в сравнении с прошлым годом в категории «Международная торговля» Казахстан опустился со 178 на 182 место, в категории «Получение разрешения на строительство» республика потеряла пять позиций и со 150-й ступени сместилась на 155-ю.
По мнению директора Центра макроэкономических исследований Олжаса Худайбергенова, технически республика способна достичь 30-й строчки в Doing Bussiness за два года. Но только в том случае, если Казахстан подтянется по индикаторам «Международная торговля» (182 место), «Получение разрешений на строительство» (155 место), «Кредитование» (83 место), «Подключение к системе электроснабжения» (80 место).
Аналитик говорит о мерах административно-правового характера, принятие которых позволит повысить уровень делового климата в Казахстане. Во-первых, в РК следует аннулировать проверки и разрешения по тем случаям, где нет прямой угрозы для жизни человека и, таким образом, перейти на зарубежную модель. «В целом система проверок осталась советской. Тогда она была актуальной, так как вся собственность принадлежала государству, и оно несло ответственность перед населением. Чтобы минимизировать ответственность, была установлена адекватная обстоятельствам система проверок. Но сейчас обстоятельства изменились и смысла регулярно проверять частную собственность нет», – говорит г-н Худайбергенов. Так, по его мнению, стране совершенно не нужны проверки точек общественного питания. Эффективнее будет работать система, когда в случаях инцидента человек или его представитель будут сразу обращаться в суд с иском на точку общественного питания, минуя СЭС.
«Второй момент – запрет на анонимные жалобы. Эта лазейка на самом деле стала источником коррупции. В-третьих – надо увеличить пороги оборотов для «упрощенки» для ИП и ТОО. Они давно не менялись и их надо увеличить как минимум в 2 раза», – продолжает директор Центра макроэкономических исследований.
Повысить позиции в категории «Международная торговля» рейтинга Doing Business, по мнению Олжаса Худайбергенова, позволят сокращение сроков таможенного оформления грузов, автоматизация процесса оформления документов и сведение к минимуму человеческого фактора.
На сегодняшний день для осуществления экспорта из Казахстана необходимо затратить 81 день, оформить 9 документов, потратить $4685 за контейнер. Для осуществления импорта в Казахстан в настоящее время требуется затратить 69 дней, оформить 12 документов и потратить $4665 за контейнер.
Г-н Худайбергенов также считает, что, несмотря на огромное количество госпрограмм и инструментов поддержки, потенциал предпринимательства в стране не раскрывается. Причиной чего служат атмосфера общей коррупции и низкие объемы кредитования, которые упали за 5 лет с 51% до 30% от ВВП.
Ведение бизнеса для казахстанских предпринимателей в прошлом году облегчилось в том числе и благодаря совершенствованию программного продукта – «кабинет налогоплательщика». Генеральный директор ТОО «Палата финансовых и налоговых консультантов» НЭПК «Союз «Атамекен» Бахыт Адилова считает, что данный механизм, прежде всего, эффективен в борьбе с бюрократизмом. По ее мнению, для развития благоприятного бизнес-климата в Казахстане требуется упростить процедуры открытия и ликвидации бизнеса, расширить критерии работы в рамках специального налогового режима, не вводить, как намерены налоговые органы, налоговый учет для лиц, работающих по специальному налоговому режиму (СНР) на основе патента. При разработке новых законопроектов следует шире привлекать к обсуждению бизнес.
Смещение вниз Казахстана по индикатору «Международная торговля» в рейтинге Doing Business Бахыт Адилова объясняет трудностями выхода отечественного бизнеса на международный уровень, который осложняется из-за отсутствия информации о партнерах, незнания соответствующего законодательства по ведению бизнеса, низкой конкурентоспособности предлагаемых товаров, работ и услуг.
23 октября Всемирный банк совместно с международной финансовой корпорацией презентовали рейтинг «Ведение бизнеса-2013». Казахстан занял лидирующие позиции среди стран Центральной Азии, оказавшись на 49-ой строчке. Таким образом улучшив показатель прошлого года на 7 позиций. Среди стран ЦА далее следуют Кыргызстан, занявший 70-ю строку рейтинга, Таджикистан – 141-ю, Узбекистан – 154-ю, Россия – заняла 112-ю позицию, поднявшись на 8 пунктов вверх. Среди стран бывшего Советского Союза высоких показателей в рейтинге достигла Грузия – 9 место, затем Эстония – 21 место, Латвия – 25 место, Армения – 32 место. Украина расположилась на 137 позиции. Мировым лидером по легкости ведения бизнеса признан Сингапур. Второй год в топ-5 входят Гонконг, Новая Зеландия, США и Дания.