Артист стоит риска
Молодая компания ArtVisit одной из первых стала подписывать на всех организованных ими культурных мероприятиях свое название. Та...Молодая компания ArtVisit одной из первых стала подписывать на всех организованных ими культурных мероприятиях свое название. Такая открытость, как утверждает Чингиз Жаутиков, исполнительный директор ArtVisit, возлагает большую ответственность на компанию. Ведь если тот или иной проект, организованный компанией, не удовлетворит казахстанскую публику в один раз, в следующий – люди просто не купят билеты. Однако у них уже появились постоянные клиенты, которые доверяют их вкусу и просят оставлять по 5-10 билетов на любое мероприятие независимо от стоимости.
Молодые сотрудники компании креативны, в меру амбициозны и ставят перед собой благородные задачи: «В эпоху меркантильности, финансовых потрясений делать наше общество более интеллектуальным, заставлять задумываться о человеческом и человечности».
За два года существования компания ArtVisit порадовала публику Алматы и Астаны такими звездами, как Инна Чурикова, Михаил Жванецкий, Дмитрий Марьянов, Ирина Апексимова, Гоша Куценко, Константин Юшкевич, Нани Брегвадзе и другие.
– Расскажите о начале Вашей работы в ArtVisit? Как Вы пришли к этому?
– Оговорюсь сразу, что 20 лет этот бизнес был очень закрытым, и даже сейчас он остается достаточно закрытым. Подчеркну, что наша компания специализируется на камерных, театральных представлениях. Я не буду затрагивать такие массовые мероприятия, как рок или поп-концерты, так как у них совершенно иная специфика.
При создании компании основной целью для нас было привнести новую струю в культурную жизнь Алматы, но в дальнейшем и всего Казахстана. Бытует мнение, что в этом бизнесе компании получают сверхприбыли, но это далеко не так. Половина из наших проектов вышли с нулевой прибылью, и мы были этому рады. В большой степени Art Visit – это социально-культурный проект, а не коммерческий. Сейчас наша главная задача не уйти «в минус».
Конечно, мы счастливы, если доходы проекта превышают наши расходы. Однако эта маржа идет в счет следующих новых проектов. Учредители компании владеют и другим бизнесом, который приносит им основной доход.
Как мне кажется, 70% успеха компании строится на таком первоначальном подходе к делу.
– С какими сложностями в ходе своей деятельности Вам приходится сталкиваться?
– Одной из самых злободневных проблем для Алматы является выбор сцены. Зачастую список требований для того или иного спектакля крайне высок и очень ограниченное количество залов нашего города способны удовлетворить его. В то же время для нас было неожиданностью, что ни одну сцену в Алматы нельзя взять в аренду, так как они все находятся в собственности государства. Компании только оплачивают услуги персонала площадки и возмещают потери того или иного театра, которые он несет, не проводя собственное мероприятие в этот день. Более того, все эти средства идут не напрямую в бюджет того или иного театра, а в общий государственный бюджет, что тоже довольно странно. С этой казахстанской особенностью связан определенный риск.
Так, однажды, буквально за несколько недель до одного нашего мероприятия, не буду называть название театра, он отказал нам в сцене. Это произошло из-за того, что позвонили из Астаны и потребовали провести юбилей для кого-то. А нам пришлось в спешном порядке подыскивать новое место проведения.
В Алматы остро стоит проблема нехватки частных качественных сцен.
Кроме этого, у нас в стране очень дорогая реклама. Цена на рекламу в Казахстане настолько велика, что для того, чтобы окупить такие большие культурные проекты, нужно постоянно «изворачиваться». В этом вопросе нам помогли акимат Алматы и компания RTS Decaux, предоставив рекламные площади бесплатно. Однако нам пришлось оплатить установку, налоги и печать самой рекламы.
В этом году для спектакля «Игра в правду» мы решили провести рекламную кампанию в интернете, но были шокированы непомерными ценами и там. В месяц для того, чтобы разместить на одном из популярных сайтов Казнета рекламу, необходим бюджет в $4000-5000.
В нашей республике нет эффективных площадок для размещения информации о социально-культурных проектах.
Особо подчеркну тот факт, что этот бизнес крайне рискован, так как он полностью зависит от человеческого фактора. Приведу простой пример. По прошествии небольшого времени после того, как в Алматы со спектаклем «Старая дева» выступила Инна Чурикова, она упала и сломала обе руки. Если бы этот несчастный случай произошел несколько ранее, то все расходы по неустойкам в связи с отменой спектакля легли бы на ArtVisit.
Мы просто не дышим, боясь за различные форс-мажорные обстоятельства, от начала проекта и вплоть до окончания спектакля.
– Как складывается цена на билеты на подобные мероприятия?
– 10% уходит на перевозку, 15% – на проживание, 40% – гонорар артиста, 20% – аренда зала и 15% – реклама. Маржа самой компании начинается только при 80% заполняемости зала, до этого это только окупаемость затрат.
Многие нас критикуют за высокие цены на билеты, но они ухватываются за цены только в первых рядах. Первые несколько рядов стоят 20-15 тыс. тенге, а далее их стоимость снижается и доходит до 2 тыс. тенге.
Мы организуем, как я уже говорил ранее, камерные мероприятия, где количество зрителей ограничено. К примеру, основной наш партнер – Казахский государственный академический театр оперы и балеты имени Абая способен вместить в себя только 800 зрителей, что тоже влияет на ценообразование.
– Вы проводили мероприятия в Алматы и Астане. А нет ли у Вас планов для расширения своей географии в регионах? Есть ли такая потребность?
– Потребность огромная. И мы бы хотели этим заняться, но для этого нам нужна помощь государства и спонсоров.
В то же время при этом мы бы смогли снизить стоимость билетов и имели бы возможность привезти такие дорогие спектакли, как, к примеру, постановки театра «Ленком».
Мы считаем, что этот момент со временем придет. Во многом ситуацию замедлили последствия мирового финансового кризиса. Но все это временно.
– А что Вас вдохновляет на дальнейшую работу?
– Каждый раз, когда мы привозим артистов, они превосходят наши ожидания. Конечно, предварительно мы посещаем их концерты или спектакли и уже знаем, что от них ждать. Но всегда все артисты, с которыми нам довелось работать, в Алматы выступили как никогда хорошо. Мы связываем это с необыкновенной алматинской публикой. Артисты очень чувствительны к любому движению, к любой эмоции в зале.
Расскажу один пример. Согласно контракту, у Михаила Жванецкого было запланировано только 60 минут выступления, но ему так импонировал зал, что его выступление в Алматы продлилось в полтора раза больше. Несмотря на его немолодой возраст, г-н Жванецкий отстоял полностью весь концерт. После Михаил Жванецкий признался нам, что он просто чувствовал огромную энергетику, исходящую из зала в Алматы.