Тимур Абилкасымов: Важно повысить устойчивость банков, чтобы лучше пройти стресс-тест
Стресс-тестирование не просто оценка, а начальная точка для дискуссий между финрегулятором и банками, отметил Советник Председателя АРРФР Тимур АбилкасымовАгентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) в пилотном надзорном стресс-тестировании решило проводить анализ по двум сценариям: базовому и стрессовому, что позволит оценивать достаточность капитала банков в стрессовых условиях развития экономики, отмечает Советник Председателя АРРФР Тимур Абилкасымов. В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz он рассказал, когда начнется пилотное стресс-тестирование, сколько банков будут участвовать и что должны предпринять фининституты в случае, если они не пройдут стресс-тест, а также о расширении методологии надзорного стресс-тестирования на основе статистических моделей оценки рисков банков.
Напомним, что в 2019 году в Казахстане провели AQR (оценка качества активов), а в 2020-м - стресс-тестирование банков второго уровня. По итогам проведенных оценок Евразийский банк, АТФБанк, Банк ЦентрКредит и Нурбанк согласовали с АРРФР 5–летние надзорные планы, которые включают дополнительное формирование провизий и работу по улучшению качества отдельных активов. По данным АРРФР, банки с опережением исполняют 5-летний надзорный план и уже выполнили его на 90% (по состоянию на 1 июля 2021 года).
- Тимур, расскажите о стресс-тестировании в Казахстане и зачем оно проводится?
- В первую очередь хотелось бы отметить, что стресс-тестирование — это инструмент для анализа рисков и чувствительности к определенным событиям. После кризиса 2007-2008 годов он стал крайне популярен среди регуляторов различных стран. В ходе данного упражнения надзорные органы и банки получают оценки влияния различных макроэкономических шоков на финансовую систему и отдельный банк.
В прошлом году Агентством проводилось первое стресс-тестирование, результаты которого показали необходимость подобного анализа на регулярной основе. Теперь стресс-тестирование будет проводиться ежегодно. Будут использованы два подхода: «сверху вниз» и «снизу вверх». Это значит, что банки самостоятельно будут оценивать влияние макрофинансовых шоков, заданных регулятором по каждому виду риска, а регулятор, в свою очередь, будет разрабатывать собственные модели для проверки результатов. Там, где оценки банков будут сопоставимы с нашими, расчеты будут приниматься. В случае возникновения существенных отклонений мы будем изучать причины расхождений. Говоря простыми словами, стресс-тестирование не просто оценка «прошел» или «не прошел», а начальная точка для дискуссий между регулятором и банками.
Как уже отмечалось, пилотное стресс-тестирование будет проводиться уже в текущем году. Оно начнется в октябре и по плану завершится в начале марта следующего года, с учетом всех проверок и подведения итогов. В пилотном режиме будет участвовать 4 банка, а уже в следующем году список будет расширен. Мы ожидаем, что стресс-тестированием будет охвачено более 80% активов всего банковского сектора, но конкретное количество банков будет определено позднее.
- Почему в этом году стресс-тестирование проводится с участием ограниченного количества банков?
- Чтобы проводить надзорное стресс-тестирование (НСТ) на ежегодной основе и иметь сопоставимые результаты между банками, необходимо разработать единую методологию. То есть описать, какие параметры банкам и АРРФР необходимо анализировать в различных сценариях. Например, как изменится достаточность капитала банков, с учетом снижающихся доходов, изменения стоимости активов и необходимости создавать дополнительные провизии в стрессе. В пилотном режиме нами разрабатываются проверочные модели и тестируются допущения, которые закладываются в наших инструкциях.
Более того, нужны шаблоны, которые будут заполняться банками по итогам их анализа. По аналогии с проведенной в 2019 году оценкой качества активов (AQR) было принято решение проводить НСТ на основе методологии Европейского центрального банка. Учитывая разные этапы развития банковских систем и особенностей рынка, АРРФР адаптирует шаблоны и допущения в методологии под казахстанский банковский сектор. С этим нам помогают консультанты из Oliver Wyman, также у нас налажено сотрудничество с МВФ, ЕЦБ и регуляторами других стран, имеющих опыт проведения стресс-тестирования.
- Ранее Вы сказали о сценариях макрофинансовых шоков. Расскажите, что это за сценарии и для чего они нужны?
- Для проведения стресс-тестирования необходимо несколько сценариев. Первый – это базовый сценарий, который показывает, как будет развиваться банк при отсутствии кризиса. Второй – это стрессовый. Он подразумевает наступление шоковой ситуации или, иными словами, реализацию различных рисков. Например, сейчас в мире сохраняется неопределённость, вызванная пандемией коронавируса и появлением новых штаммов вируса. Нам необходимо понять влияние пандемии на финансовый сектор в случае ухудшения эпидемиологической обстановки и его длительного эффекта. Также в текущем году в Казахстане была сильная засуха, которая ведет к снижению урожайности и падежу скота. Эти и другие потенциальные риски могут быть учтены при разработке гипотетической неблагоприятной ситуации в стрессовом сценарии. Необходимо отметить, что стрессовый сценарий используется исключительно для оценки устойчивости банков и не является прогнозом наиболее вероятных негативных шоков для финансовой системы. В НСТ может быть более двух сценариев, которые могут включать иные события и риски. Агентство в пилотном НСТ решило проводить анализ по двум сценариям: базовому и стрессовому.
- Вы упомянули AQR. Есть ли взаимосвязь между AQR и НСТ?
- Теперь элементы AQR внедряются в ежегодный надзорный процесс, который будет проводиться собственными силами финрегулятора. Результаты AQR являются стартовой точкой для АРРФР и банков при проведении стресс-тестирования. Важно отметить, что проведение ежегодного AQR позволяет также банкам понять, какие данные необходимо дополнительно собирать и как лучше проводить автоматизацию процессов. Все это позволит более точно проводить анализ влияния макрофинансовых шоков на финансовые институты.
- Какие будут последствия для финансовых институтов, не прошедших стресс-тест?
- В первую очередь следует сделать акцент на развитие внутренних систем управления рисками. Если банк будет понимать, что какие-то категории риска или портфели имеют существенный негативный эффект в НСТ, при принятии бизнес-решений он будет учитывать его. Тем более предполагается, что в будущем банки с низкой устойчивостью должны будут докапитализироваться, а также иметь иные ограничения. Поэтому банкам важно повысить свою устойчивость, чтобы лучше пройти стресс-тест. В свою очередь, финрегулятор будет иметь более глубокий анализ для изменения пруденциальных требований к банкам при необходимости.
Задача данного упражнения заранее предвидеть проблемные области отдельных банков и применять превентивные меры для минимизации рисков устойчивости финансовых институтов.
- Планирует ли финрегулятор публиковать результаты НСТ?
- Для повышения доверия к банковскому сектору и увеличения прозрачности процесса, несомненно, планируется публикация результатов. Это важный шаг, который является составной частью НСТ. Агентство уже публиковало результаты полномасштабного AQR и будет продолжать придерживаться принципов открытости. Более того, публикация результатов будет стимулировать банки повышать свою устойчивость и систему управления рисками.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.