Новая парадигма фондового рынка
Частные инвесторы против акул инвестиционных фондов и банковПомните историю про частных инвесторов, которые, собравшись вместе, чуть не привели к краху несколько крупных хедж-фондов, ставивших против GameStop? Тогда впервые заговорили про Великую «хомячью» революцию, то есть ситуацию, когда рынками начнут править не воротилы из инвестиционных компаний, а группы людей, которые способны оказывать прямое влияние на рынки. Похоже, что ситуация уже поменялась, а «хомячки» ближе, чем кажется.
Традиционная аналитика на фондовом рынке умирает или уже мертва – доказательства в серии взлётов и падений так называемых «мемных» акций, то есть акций, которыми торгуют частные инвесторы, кооперируясь в различных сообществах. Это акции, популярные в основном среди молодежи и мелких инвесторов, обычно имеющие высокую волатильность. После GameStop история так или иначе повторялась с AMC Entertainment Holdings, Clover Health Investments и другими.
Что происходит? На рынок прямо сейчас массово заходит розница со всей своей иррациональностью и совершенно другим мировоззрением на традиционные для финансовой системы вещи. Это стало возможным благодаря распространению новых технологий, созданию приложений для быстрых инвестиций и «вертолётным деньгам», которые раздавали в прошлом году в США. Из-за пандемии у многих стало меньше работы, больше свободного времени и, как это ни странно, больше лишних денег, которые можно было вложить в акции. В итоге вся эта толпа пришла за акциями, а объединили их социальные сети. А это значит, что в финансовый мир приходит логика социальных медиа, и она несколько другая, мягко говоря, чем привычная на рынке.
Эта логика не подвластна классическим снобским представлениям инвестбанкиров о формировании справедливых цен на активы. Первые жертвы неприятия нового мира уже есть, а те, кто будет отрицать новый порядок, в ближайшее время сами могут стать такими жертвами. В ближайшее время есть вероятность, что будет какой-то период анархии, но за кулисами всё чаще будут видны тени специалистов в сетевом маркетинге, бихевиористике и прочих социальных инструментов, которые всё успешнее могут влиять на конкретные рынки. Они уже и сейчас работают, но новая эра только начинается.
Ключ к пониманию феномена лежит в понятии социального капитала, который хорошо описал предприниматель и инвестор Юджина Вей: «Социальный капитал во многих отношениях является ведущим индикатором финансового капитала, и поэтому его природа заслуживает более пристального внимания. Анализ динамики социального капитала не только полезен с точки зрения инвестиций или деловой практики, но также может помочь объяснить все виды онлайн-поведения, которые на первый взгляд кажутся иррациональными».
Сегодня частные инвесторы, те самые «хомячки», уже получили прямой доступ к статусности и инструментам добычи большого капитала и готовы на всё ради восхождения на пик богатства, славы и других ништяков, которые всегда получали только сливки фондового рынка. Соцсети породили феномен социального капитала, который достаточно просто конвертировать в финансовый капитал. Блогеры в социальных сетях или инфлюенсеры влияют и будут влиять на рынок сильнее, чем макроданные, отчётность и прочий ненужный сейчас шум.
Теоретически алматинская тиктокерша по силе влияния на котировки местного фондового рынка сможет оказать большее влияние, чем данные компаний, статистика или прогнозы аналитиков. И просто выносить всех «профессионалов». А те, кто умеет управлять инфлюенсерами и мнением соцсетей, тот и будет забирать все деньги с рынка. Аналитика мертва, да здравствует сетевая бихевиористика!
Авторы:
Андрей Чеботарёв, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане
Дмитрий Сочин, эксперт международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.