Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Финансы
  3. Что ценят клиенты в фиджитал-сервисе казахстанских банков

Что ценят клиенты в фиджитал-сервисе казахстанских банков

По мнению экспертов Markswebb, главные критерии - бесшовность и скорость всех процессов

Автор:
Капитал - Что ценят клиенты в фиджитал-сервисе казахстанских банков

Исследования банковских экосистем от консалтингового агентства Markswebb всегда вызывали интерес у широкой аудитории. Ведь благодаря этой независимой оценке компании узнают свое реальное положение на рынке и к чему им стремиться, а пользователи получают беспристрастный рейтинг. Тем интереснее последний обзор казахстанских банков по онлайн-сервису юрлиц. Лидером был назван Halyk Bank с огромным отрывом от конкурентов благодаря удобным и налаженным digital-процессам. Подробнее об этом исследовании, современных рисках и перспективах онлайн-банкинга рассказал тимлид Markswebb и руководитель исследования Business Bank Account Opening Rank 2021 Казахстан Иван Григоркин.

- По каким критериям и методологии Markswebb изучает банки? Можно ли на 100% доверять объективности таких оценок, были ли случаи, когда компании хотели подкупить вашу лояльность?

- У нас все критерии оценки формируются по итогам исследования. Мы сначала детально изучаем рынок разными методами: сравниваем процессы в банках, привлекаем респондентов для интервью и юзабилити тестов. В случае открытия счета мы использовали метод тайного покупателя в разных БВУ. Далее сравнивали клиентские пути и качество пользовательского опыта. 

В первую очередь мы оцениваем, насколько удобны банковские процессы с точки зрения пользователя. И на основе этого выставляем свои критерии эффективности. Мы также смотрим, насколько изменение этапов клиентского пути позволяет банкам избежать срывов конверсии либо другого негативного влияния на бизнес-показатели. 

Выводы о важности того или иного критерия мы делаем только после завершения исследования, которое длится несколько месяцев. И тут еще помогает десятилетний опыт агентства и накопленная экспертиза в анализе потребностей клиентов. 

Что касается подкупа наших рейтингов, мы всегда открыто сообщаем, что они составлены без каких-либо влиятельных внешних заказчиков и спонсоров. И компетентные люди это знают, воспринимая наши рейтинги как удобную метрику эффективности. В свою очередь компаниям это помогает объективно оценивать свое положение на рынке: им самим невыгодно вмешиваться в наши исследования. Пока в Казахстане мы с такими случаями не сталкивались. 

- Кому стоит обратить внимание на результаты таких исследований и как их можно использовать потом?

- Мы стремимся сделать наши отчеты полезными для разных департаментов и структур компаний и банков. В частности, они будут интересны руководителям цифрового бизнеса или членам правления БВУ. Это позволяет оценить эффективность работы их команд и конкурентов, получив обратную связь через призму пользовательского опыта, улучшить бизнес-метрики и клиентское восприятие сервиса. 

Особенно это будет полезно специалистам, работающим над интерфейсом продуктов, таким как бизнес-аналитики, дизайнеры, разработчики... Это, в том числе, источник вдохновения, потому что мы анализируем все паттерны, которые встречаем на рынке, показываем лучшие практики, обнажаем типичные недостатки. 

- Внешним инвесторам это будет интересно, как считаете?

- Да, аналогичную пользу наши исследования приносят и внешним инвесторам, так как они показывают уровень клиентоориентированности банка и перспективы его долгосрочного развития. Если исследование проходит не первый год, можно в динамике отследить, как компании, улучшая клиентский опыт, заинтересованы в долгосрочном взаимодействии с рынком.

- Почему внимание вашего агентства сейчас приковано к Казахстану? Какие еще страны и рынки изучает Markswebb?

- Сейчас мы занимаемся не только финтехом, но и другими цифровыми сервисами, в том числе ретейлом и онлайн-медициной. Мы всегда стремимся к наиболее интересному инновационному опыту и перспективам быстрого развития сервисов. Помимо России, с которой мы начинали свои исследования, сегодня на пространстве СНГ явно лидируют рынки Казахстана и Беларуси. 

Отмечу, что казахстанские банки сейчас стремятся полностью перейти на цифровой сервис, особенно мобильный банкинг. И что интересно, Казахстан по многим показателям в запросах пользователей даже опережает российский рынок. 

Мы, конечно, также смотрим на европейские страны, как там развиваются финтех-компании, особенно необанкинг. Изучаем азиатские страны с развитыми цифровыми сервисами — прежде всего, Юго-Восточную Азию, Индию, Китай и Японию. Специфика их финтеха немного отличается от опыта стран СНГ и Европы: сервис во многом завязан на решение всех запросов в рамках «одного окна». Для сравнения: у нас в приложениях развито навигационное меню, а там принято искать решение задач через чат-боты.

- Давайте поговорим о результатах недавнего исследования Markswebb Business Bank Account Opening Rank Казахстан 2021. Лидером по цифровому сервису юрлиц стал Halyk Bank. А в чем конкретно этот фининститут обошел конкурентов?

- У нас было сразу два рейтинга: по открытию бизнес-счета через веб-сайты или через приложения банков. И как раз по запуску расчетного счета через сайт первое место уверенно занял Halyk Bank. Его ключевое преимущество - реализация полностью бесшовных онлайн-процессов. За счет этого клиенту не нужно самому контролировать ситуацию, у него исчезает риск, что менеджер банка не перезвонит или забудет что-то сделать. Всего за 16 минут пользователь может завершить процесс открытия счета от А до Я. 

Похожую возможность в Казахстане предоставляет еще один банк, однако он уступает по скорости, и клиент не знает точно когда сможет перейти непосредственно к управлению своими финансами. Это стало ключевой причиной, почему Halyk Bank обогнал в рейтинге своего ближайшего конкурента почти на 10 баллов.

- А что мешает конкурентам Halyk Bank сделать то же самое или лучше?

- Halyk Bank, как один из лидеров рынка, начал первым прорабатывать до автоматизма технологии во внутрибанковских процессах и бэкенде. Поэтому он на сегодня достиг самого качественного и отлаженного уровня обслуживания. Остальные фининституты только внедряют цифровой онбординг. Видимо, они еще не доработали эффективность внутренних процессов. В будущем мы ожидаем, что другие банки подтянутся до уровня Halyk Bank.

- В исследовании вы подчеркнули, что Halyk Bank позволяет своим клиентам открывать ИП и бизнес-счет онлайн в несколько кликов. А в России или других странах СНГ имеются такие сервисы? На каком они уровне?

- Подобные масштабные исследования мы проводили пока только в России и Казахстане. По другим странам СНГ у нас нет таких же обширных данных. Скажу одно, в России технологический рынок достаточно развит, но из-за серьезных ограничений со стороны Центробанка РФ местные банки очень скрупулезно подходят к переводу открытия бизнес-счетов полностью в digital. И это создает проблемы. 

Поэтому пока здесь зарегистрировать ИП онлайн с последующим открытием счета можно только в Сбербанке России. И то, это могут сделать только клиенты с загранпаспортами биометрического образца. И все равно им нужно будет посетить офис банка для получения дебетовой карты, если ее еще нет. Все прочие БВУ требуют минимум одну личную встречу с менеджером банка для идентификации личности клиента и выпуска сертификата электронной подписи. Только после этого с помощью ЭЦП можно регистрировать бизнес и открывать счет онлайн.

- Значит ли это, что финансовые технологии Казахстана немного обгоняют российский рынок?

- Преимущество Казахстана в том, что госорганы здесь очень быстро совершают регистрацию ИП. В той же России она занимает от одного до трех дней после подачи заявки. Как показал пример Halyk Bank и Kaspi Bank, в Казахстане это может произойти за минуты, не то что сутки.

При этом коллеги и в России, и в Казахстане используют одинаковые технологии распознавания лиц. Но ключевое преимущество вашей страны в том, что профильное Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК стремится к бесшовности государства и его незаметной роли во всех процессах. Так, расширяются возможности банков, государство забирает на себя часть функций. Классический пример — это получение статуса индивидуального предпринимателя. 

В России регулятор к этому подходит довольно жестко и дает банкам меньше свободы. Но история с прошлогодней пандемией отлично простимулировала ослабление бюрократии и в РФ. Тогда многие банки опробовали технологию открытия ИП онлайн, и она неплохо сработала. Ключевое различие от рынка Казахстана в более длительном ожидании самого факта регистрации бизнеса. Но технологии удаленной идентификации клиента, распознавания данных из его документов, передача этих данных на российском и казахстанском рынках примерно одинаковы. Вопрос скорее в более быстрой и простой интеграции с госбазой и отработанном взаимодействии с государством, которое мы видим в Казахстане.

- Как думаете, что сейчас первостепенно для клиента при выборе банка и как можно заранее удовлетворить его потребности в диджитал-процессах?

- Судя по опросу банковских клиентов, сейчас люди ценят персональный подход к решению своих задач. Несмотря на то что в Казахстане очень быстрый цифровой скачок, все равно остаются клиенты, которые предпочитают обращаться по всем вопросам в банковские отделения или звонят менеджерам. 

Понятно, что для достижения хороших экономических показателей и сокращения внутренних издержек банку выгоднее активно переводить клиентскую аудиторию в онлайн-формат. Но это надо делать плавно. 

Во-первых, у клиента всегда должен быть вариант перехода на живое общение со специалистом путем переписки, звонка или посещения отделения. Во-вторых, онлайн-сервису нужно стараться поддерживать дружественный и естественный формат взаимодействия: обращаться к клиенту персонально, делать для него уникальные подборки приложения, предлагать более выгодный тариф. То есть, переводя клиента в цифру, не прекращать вести с ним диалог. Тогда это не приведет к сокращению клиентской базы. 

Хотя на самом деле человек, решивший открыть свой бизнес, озабочен двумя ключевыми вопросами: чем заниматься и где на это взять деньги. Поэтому, если говорить о следующем этапе цифровизации для банков, это выступление в качестве партнера, который помогает клиенту с поиском идей и привлечением финансирования для развития его бизнес-проектов.

Напомним, по версии исследования Markswebb Business Bank Account Opening Rank Казахстан 2021, юридическим лицам в Казахстане проще всего открыть счет в Halyk Bank.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке