Для финорганизаций разработали рекомендации по обслуживанию лиц с ограниченными возможностями
Они касаются оснащения банкоматов и терминалов, работы фронт-офисов и отделений финорганизацийВ Казахстане разработаны Методические рекомендации по предоставлению финансовых услуг и обслуживанию лиц с ограниченными возможностями для финансовых организаций. Это должно обеспечить полный и беспрепятственный доступ граждан к объектам и финансовым услугам, с учетом положений Закона Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан». Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.
В ведомстве отметили, что с момента создания финрегулятор определил одним из приоритетных направлений деятельности – обеспечение доступности финансовых услуг для людей с ограниченными возможностями. В 2020 году совместно с Ассоциацией финансистов Казахстана (АФК) начали проводить оценку и анализ казахстанского законодательства на предмет выявления барьеров, сдерживающих рост финансовой доступности для инвалидов. Была создана рабочая группа по повышению финансовой доступности и качества финансовых услуг. Результатом стала разработка ряда документов, один из них - Методические рекомендации по предоставлению финансовых услуг и обслуживанию лиц с ограниченными возможностями для финансовых организаций.
Специалисты Агентства и АФК разрабатывали Методические рекомендации на основе мирового опыта повышения финансовой инклюзии. Учтены основные положения по обеспечению доступности финансовых услуг для людей с нарушениями зрения, слуха и/или речи, опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями.
В рамках рекомендаций определены основные направления и улучшающие факторы по оснащению банкоматов и терминалов соответствующими техническими и программными свойствами, предоставлению финансовых услуг во фронт-офисах и отделениях финансовых организаций, использованию различных каналов коммуникаций. На основе применения Методических рекомендаций финансовыми организациями будет проведен анализ проблемных вопросов, возникающих в процессе предоставления финансовых услуг и обслуживания лиц с ограниченными возможностями.
Также Агентство на основе мирового опыта разработало и направило в финансовые организации Методические рекомендации по обеспечению доступности информации. Они включают в себя требования к информационным ресурсам – приведение интерфейсов мобильных приложений и сайтов финансовых организаций в соответствие с потребностями всех категорий людей с ограниченными возможностями.
Проанализировав ограничивающие факторы, а также опыт стран, принимающих меры по устранению барьеров и интеграции лиц с ограниченными возможностями в финансовую систему (Великобритания, Канада, США, Индия, Австралия, ЕС и Россия), Агентство совместно с АФК и общественными организациями в рамках Рабочей группы разработало План мероприятий. Согласно Плану мероприятий, Агентством и Министерством труда и социальной защиты населения РК запущено анкетирование для определения наиболее востребованных финансовых услуг. Данные, полученные в результате опроса, позволят оцифровать те услуги и продукты, которыми планируют воспользоваться люди с ограниченными возможностями.
Одним из приоритетных направлений финансовой инклюзии является развитие удаленных механизмов предоставления финансовых услуг с использованием биометрических и удаленных методов идентификации и аутентификации. Начиная с августа до конца текущего года Агентство совместно с Национальным банком РК, АФК и финансовыми организациями начнет процесс выявления и устранения ограничений, препятствующих оказанию финансовых услуг и сбору биометрических данных особой категории граждан. До конца 2021 года все интерфейсы мобильных приложений и сайтов финансовых организаций должны быть приведены в соответствие потребностям людей с ограниченными возможностями.
Осенью 2021 года планируется запустить пилотный проект «Полностью инклюзивная финансовая организация». Он предусматривает определение отделения или фронт-офиса финансовой организации, полностью отвечающим потребностям ЛОВ всех категорий как с оснащенностью инфраструктуры, так и с наличием компетенций сотрудников по обслуживанию клиентов с ограниченными возможностями.
В рамках внедрения Методических рекомендаций Агентство совместно с общественными организациями обеспечит обучение сотрудников финансовых организаций. Специалисты общественных организаций, работающие в сфере поддержки людей с ограниченными возможностями, готовы обучать и консультировать специалистов финансовых организаций по вопросам общения и обслуживания лиц с различными видами инвалидности. Представители общественных организаций также проведут лекции, семинары и тренинги.
Таким образом, Методические рекомендации направлены на повышение доступности услуг финансовых организаций для лиц с ограниченными возможностями, которые испытывают трудности при получении финансовых услуг и продуктов. Особое внимание уделяется повышению доступности дистанционных каналов обслуживания для этой категории граждан. Основная цель Методических рекомендаций – обеспечить равные возможности для ЛОВ по доступу к финансовым услугам и продуктам, устранение различий в финансовой доступности для ЛОВ и решение проблем, возникающих у них при получении финансовых услуг и продуктов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.