Стоит ли Нацбанку проводить интервенции?
Аналитики прокомментировали ситуацию на валютном рынке и дали прогноз по курсу тенге, нефтиС начала апреля курс нацвалюты к доллару в обменниках Алматы ослаб на 7 тенге. Если 1 апреля американская валюта продавалась по 428 тенге, сегодня уже по 435 тенге. Нацбанку пока не стоит сдерживать ослабление тенге и проводить валютные интервенции, так считают аналитики, опрошенные корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz.
Аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Андрей Чеботарев отмечает, что Нацбанк в последнее время точечно поддерживает тенге валютными интервенциями.
«Считаю, что пока не стоит осуществлять интервенции при таких незначительных колебаниях курса, как 2-4 тенге. Если же колебания курса будут более резкими, то стоит. К сожалению, казахстанцы слабо доверяют тенге и при любых колебаниях бегут в обменники. Интервенции можно сделать, чтобы сбить панику среди населения. Но не стоит забывать, что интервенции проводят для того чтобы динамика курса не отходила от своего равновесного для текущих условий тренда. Нацбанк конвертирует средства Нацфонда по поручению правительства для покрытия дефицита бюджета. При этом эффект поддержки курса — скорее второстепенный», - считает собеседник.
Генеральный директор ТОО «DAMU Capital Management» Мурат Кастаев также уверен, что пока не стоит искусственно поддерживать тенге. Один из главных аргументов - курс двигается адекватно, на основании рыночных факторов.
«А движение курсов на рыночной основе выравнивает дисбалансы и повышает доверие к регулятору. Да, нужно сбивать панику и чрезмерную волатильность, но стоять против рыночных трендов неразумно и бесполезно. Опыт предыдущих резких девальваций это уже всем доказал. Регулятор вполне может проводить точечные интервенции, но не для манипулирования курсом, а для сглаживания волатильности. И это вполне нормально. О серьезных интервенциях и манипулировании можно было бы говорить, если бы внешний фон способствовал снижению тенге, а курс оставался на месте», - отмечает Мурат Кастаев.
Старший аналитик AERC Галымжан Айтказин также считает, что интервенции в текущих условиях могут проводиться только при аномальном ослаблении тенге или для сглаживания. «На сегодня курс тенге формируется на основе рыночных факторов, и я не вижу весомых причин для интервенций Нацбанком», - подчеркивает он.
Курс доллара до конца года не превысит 440 тенге
По словам Мурата Кастаева, на ослабление тенге повлияло снижение цен на нефть. Баррель нефти марки Brent за неделю подешевел с 67 до 59 долларов. На снижение цен на нефть повлияли два фактора.
С одной стороны, это новые волны пандемии коронавируса (где-то говорят о третьей волне, где-то о четвертой) и вновь вводимые карантинные ограничения, особенно в странах Европы.
«Это привело к снижению спроса на нефтепродукты. С другой стороны, на прошлой неделе страны ОПЕК+ договорились о постепенном увеличении добычи нефти. К тому же Саудовская Аравия объявила, что снимает с себя дополнительные добровольные ограничения по добыче. Таким образом, предложение нефти на рынке увеличилось, а спрос снизился. Естественной реакцией рынка было снижение нефтяных котировок», - считает Мурат Кастаев. По словам аналитика, дополнительным фактором снижения цен на нефть стало укрепление доллара США против основных мировых валют. «Это выразилось в росте индекса DXY. Но удешевление нефти было слишком резким, и котировки уже отыгрывают падение. В текущий момент Brent вернулся к уровню 63 долларов за баррель», - отмечает собеседник.
Он считает, что в апреле цена на нефть будет находиться в коридоре 60-65 долларов за баррель. «Исходя из текущих предпосылок, до конца года среднюю цену нефти закладываем в коридоре 55-65 долларов, а коридор для доллара – 420-440 тенге. Мы все же опираемся на осторожно оптимистический сценарий. Согласно нему, пандемия будет идти на спад пропорционально темпам вакцинации, а как мировая, так и казахстанская экономика будет постепенно восстанавливаться. Поэтому поводов для паники и девальвационных ожиданий сейчас нет», - отмечает аналитик.
Ослабление рубля также оказало давление на тенге
По мнению Галымжана Айтказина, на ослабление тенге повлияло и падение рубля. По его словам, в моменте рубль оказался под давлением ряда внутренних факторов. Во-первых, по рублю сильно ударила распродажа российского госдолга иностранными инвесторами на фоне усиления санкционных рисков и роста инфляции в стране.
«Инфляция в России все еще выше уровня ключевой ставки Центробанка РФ. Во-вторых, Минфин России в рамках реализации бюджетного правила объявил об увеличении покупки валюты на внутреннем рынке на 25% - до 185 млрд рублей. Это максимальный показатель с начала пандемии. В-третьих, резкое обострение геополитической напряженности на границе России и Украины сказалось на ухудшении рыночного сентимента по отношению к российским активам, рынкам и, следовательно, валюте. В результате курс рубля к доллару достиг своего пика с ноября прошлого года: 77,2», - считает аналитик.
Давление на тенге может уменьшиться за счет снижения индекса доллара и волатильности цен на нефть.
«Динамика показателей на мировых рынках валют остаеся разнонаправленной. C одной стороны, наблюдается некоторое смягчение давления индекса доллара (DXY), который успел снизиться с пиковых 93,3 до 92,3 пунктов, но все еще находится на многомесячных максимумах. С другой стороны, цены на нефть практически растеряли преимущество от предыдущего ралли, позволившего вырасти им до уровня 69 долларов за баррель (Brent). Сейчас нефть марки Brent торгуется чуть ниже 63 долларов за баррель в условиях отсутствия сильной риторики со стороны стран ОПЕК+ и масштабного развития ситуации с вакцинированием в мире. Все же отмечу сокращение ценовой волатильности на мировом рынке энергоносителей», - говорит Галымжан Айтказин.
Андрей Чеботарев также считает, что помимо снижения цен на нефть на ослабление тенге повлиял курс рубля. «Рубль вчера начал резко падать на биржах. Это связано с эскалацией конфликта на Донбассе в Украине. США и НАТО обвинили Россию в стягивании российских войск на Донбассе к своим границам. Все это привело к выходу нескольких крупных инвесторов из длинных позиций по рублю. Рубль считался недооцененной валютой, и инвесторы думали, что он начнет укрепляться. Получается, что ситуация в Донбассе вчера привела к ослаблению рубля, и соответственно это повлияло на утреннее ослабление курса тенге», - подчеркивает аналитик.
Собеседник считает, что Россия своими политическими решениями проводит политику слабого рубля. По его словам, это осознанный выбор России. «Ведь эта страна также занимается экспортом нефти, как и Казахстан. Политика слабой валюты позволяет сократить дефицит бюджета. Ведь при ослаблении нацвалюты и продаже нефти за доллары можно получить гораздо выше экспортную выручку, чем при сильном рубле. Но при такой политике страдает импорт, его показатель растет только за счет роста курса. Но так как в России до коронакризиса была достаточно низкая инфляция, которая доходила до 2,4-2,5%, РФ могла себе позволить (держать курс на слабый рубль – Ред.). Такой политикой они с июня 2020 года разогнали инфляцию до 4,5%», - отмечает аналитик.
По мнению Андрея Чеботарева, текущий уровень инфляции в Казахстане пока не позволяет взять курс на политику слабого тенге. «Наша страна также в 2019 году проводила аналогичную политику, когда курс тенге искусственно занижался или не создавались предпосылки для его укрепления».
США не заинтересованы в дешевом долларе
Еще один фактор, который негативно влияет на курс тенге, – США не заинтересованы в дешевом долларе. «Президент США Дональд Трамп ушел с поста, его сменил Джо Байден, он не заинтересован в дешевом долларе. Об этом заявлял и министр финансов США при Байдене. С тех пор индекс доллара по отношению к мировым валютам растет, на минимальных значениях индекс составлял 89, сейчас он составляет 93,2. Дональд Трамп давал обещание сделать доллар дешевле, но он его так и не выполнил. Более того, есть риск дальнейшего укрепления доллара, при Трампе индекс доллара достигал 98, и это тоже будет на нас влиять», - отмечает Андрей Чеботарев.
Генеральный директор ТОО «DAMU Capital Management» Мурат Кастаев считает, что эскалация конфликта между войсками Украины и сепаратистами при поддержке РФ повлечет за собой новые санкции против России и ослабление рубля. «Тем не менее пока ситуация не идет по худшему сценарию», - считает аналитик.
Он уверен, что текущее ослабление тенге вполне закономерно. «Если исходить из политики плавающего обменного курса и роста доллара курс тенге отражает общемировые тенденции наряду с локальными региональными факторами. Даже основываясь на текущей ситуации, тенге ослаб слишком сильно. Поэтому в ближайшие дни мы можем увидеть откат доллара к 425 тенге. Ничего плохого и страшного не происходит, угрозы для валюты и экономики нет. Текущая цена на нефть более чем комфортна для нашей страны», - отмечает Мурат Кастаев.
Ранее Нацбанк сообщал о том, с чем связано ослабление тенге.