Из чего складывается ставка МФО
Глава АМФОК Ербол Омарханов объяснил, какие расходы заложены в ставке и в каком случае ее можно снизитьВ среднем по рынку микрофинансовых организаций годовая эффективная ставка вознаграждения составляет около 38%, что находится в пределах максимально допустимого значения, установленного финансовым регулятором для МФО и банков, - 56%, рассказал директор ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана» (АМФОК) Ербол Омарханов корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
«Нам часто приходится слышать упреки в адрес МФО о высоких размерах ставок вознаграждения. Преждевременно возникает мнение, что микрофинансовые организации завышают эти ставки намеренно, получая баснословную сверхприбыль. Однако это не так», - утверждает он.
Ниже глава АМФОК приводит, из каких компонентов состоит средняя годовая эффективная ставка вознаграждения.
Во-первых, из ставки фондирования в размере 17% в тенге. Между тем микрофинансовые организации сегодня испытывают проблему привлечения ресурсов, используемых для своей основной деятельности внутри Казахстана, объясняет Ербол Омарханов. В то время как отечественные банки требуют от МФО в обеспечение ликвидные залоги, которых у них нет или в недостаточном количестве. В этой связи МФО вынуждены обращаться к иностранным кредиторам, предоставляющим в основном беззалоговые кредиты. Около 70% всех микрокредитов, предоставляемых в Казахстане, выдаются за счет зарубежного фондирования, подчеркивает директор Ассоциации микрофинансовых организаций.
Во-вторых, из операционных расходов, связанных с выдачей и обслуживанием микрокредитов, порядка 14%. При этом Ербол Омарханов обращает внимание, что основное преимущество МФО заключается в осуществлении деятельности в отдаленных регионах Казахстана, где слабо представлены БВУ. Это подразумевает под собой непосредственный контакт с заемщиками, оценку платежеспособности клиента путем посещения его места бизнеса, систематический мониторинг микрокредита. Такой подход, по мнению главы АМФОК, способствует низкому уровню просроченной задолженности в МФО (NPL – 6,9%).
«По статистике, 66% заемщиков МФО являются жителями сельской местности. Содержать разветвленную сеть отделений и большое количество обученного персонала достаточно дорого. Поэтому в операционных расходах основную долю занимают расходы на персонал (фонд оплаты труда, налоги от заработной платы, командировочные расходы, обучение персонала и т. п.) – 55%. Доля расходов на создание провизий составляет 18%. Прочие расходы (аренда и охрана помещений, ремонт и содержание офисов, коммунальные платежи, телефонная связь и интернет, маркетинговые расходы на привлечение клиентов, содержание и обслуживание служебного автотранспорта и т. п.) – 27%», - поясняет Ербол Омарханов.
В-третьих, из стоимости риска – 3%. Известно, что в любой кредитной организации риск невозврата займа пропорционально распределяется на всех заемщиков и включается в ставку вознаграждения.
Таким образом, все перечисленные компоненты в общей сложности формируют стоимость в 34%.
Если мы говорим, что средняя ставка вознаграждения складывается в размере 38%, то очевидно, что прибыль МФО в ней составляет 4% до выплаты корпоративного подоходного налога, резюмирует директор ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана».
Понятно, что чем меньше сумма микрокредита, тем ниже его рентабельность. При этом расходы на выдачу и обслуживание займа одинаковы для всех и не зависят от того, выдает МФО 100 тыс. тенге или 50 млн тенге.
Тем временем, по словам Ербола Омарханова, средний размер микрокредита по рынку составляет около 650 тыс. тенге. Доля таких небольших займов в портфеле МФО занимает порядка 86%. Учитывая существенные операционные расходы, экономическая эффективность от этих займов невысокая.
Если бы МФО могли фондироваться на внутреннем рынке под более низкие процентные ставки, то это позволило бы снизить ставки вознаграждения для заемщиков, отмечает глава АМФОК.
«В свою очередь, микрофинансовые организации пытаются сократить операционные расходы за счет внедрения инновационных технологий в свою деятельность, расширения дистанционных каналов обслуживания клиентов, автоматизации кредитных процессов. Но для этого необходимы ресурсы, время и благоприятное правовое регулирование, без жестких ограничений», - констатирует Ербол Омарханов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.