Елена Бахмутова: Классический банкинг перестал быть рентабельным
В РК он уже не приносит акционерам банков прибыль, как инвестиции в другие сектора экономики, заметила глава АФКДесятилетиями эффективность секторов финансового рынка РК - банковского, страхового, РЦБ - оценивалась по простым количественным показателям. Например, по росту активов в сравнении с ростом ВВП. Этот подход долгое время не подвергался сомнению, но сегодня необходимо осознать, что финансовый рынок и традиционные финуслуги стали другими. Вместе с тем система координат, которая применяется для измерения масштабов рынка, также нуждается в уточнении. Об этом во время круглого стола «Итоги развития финансового сектора в период пандемии коронавируса» сказала глава Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Глобальный рост ВВП уже не так связан с кредитованием, как раньше, и это похоже на новый тренд, сказала в начале своего выступления Елена Бахмутова. По оценке McKinsey, в 2018 году глобальный рост кредитования составил 4,4%, и это стало самым низким показателем за 5 лет, уступив росту мирового номинального ВВП, который составил на то же время 5,9%. По той же оценке McKinsey, доходность 60% банков в мире не покрывает стоимость их капитала. Схожий процесс заметен и в Казахстане, отметила спикер.
«Помимо слабого роста кредитования, классический банкинг перестал быть рентабельным настолько, чтобы приносить акционерам доход, превышающий возврат на инвестиции в другие сектора и компенсирующий регуляторное давление на них. Как и в других секторах экономики, трендом в развитии финансового сектора стала цифровизация, появление новых комбинированных продуктов и услуг, универсальных каналов для их доставки потребителям», - считает глава АФК.
Елена Бахмутова отметила, что для актуализации стратегических приоритетов на финрынке надо базироваться на изменениях бизнес-моделей и ожиданиях клиентов, которые и определяют тренд будущего развития. Практически во всех секторах экономики, включая телекоммуникации и торговлю, основным приоритетом стало предоставление онлайн-услуг в максимально удобной форме и в кратчайшие сроки, клиенты ожидают такого же подхода и от финансового сектора. Способность соответствовать и превосходить эти ожидания становится главным конкурентным преимуществом, финансовые услуги должны стать органичной частью бизнеса корпоративных клиентов и повседневной жизни розничных клиентов, уверена она.
«Для этого необходимо развивать индивидуальные комплексные финансовые решения для каждого клиента, что невозможно сделать на базе старой сегментированной структуры рынка. В результате трансформации участников финансового рынка принципиально меняются бизнес-модель и риск-профиль финансовых институтов. Это должно найти отражение и в регулировании рынка», - сказала Елена Бахмутова.
Она уточнила, что для перехода к новой модели финансовых институтов необходимо устранить ключевые преграды. По оценке S&P, по уровню отраслевых и страновых рисков для банков Казахстан отнесен к 9-й из 10 групп. Основными негативными факторами аналитики агентства считают слабое банковское регулирование и надзор, высокий кредитный риск в экономике, длительную фазу коррекции после кризиса 2008 года, пояснила спикер.
«Финансовый сектор с его рыночными продуктами должен конкурировать как с государственными программами, так и с государственными институтами. На фоне ужесточения регулирования финансового сектора на рынок финансовых услуг заходят технологические компании и мобильные операторы, предоставляющие практически те же услуги, но в условиях регуляторного арбитража и без особых требований. Базируясь на ожиданиях инвесторов и клиентов, фининститут будущего должен, во-первых, максимально использовать искусственный интеллект. Это позволит минимизировать расходы, расширит сектор персонифицированных услуг и линейку продуктов на основе анализа больших данных», - сказала Елена Бахмутова.
Во-вторых, нужен переход от готовых финансовых продуктов к удовлетворению индивидуальных потребностей клиентов и бесшовному предоставлению услуг по разным цифровым каналам. Согласно международным исследованиям, добавила она, за время пандемии использование онлайн и мобильных банковских приложений во всем мире увеличилось от 20% до 50%, и от 15% до 45% клиентов по всему миру планируют максимально сократить визиты в банк.
В-третьих, чтобы встроить финансовые услуги в повседневные операции корпоративных и розничных клиентов, нужна их интеграция с нефинансовыми услугами на собственной платформе или за счет коллаборации с внешними партнерами. Такая модель, по мнению главы АФК, будет учитывать как интересы акционеров по повышению доходов, так и соответствовать ожиданиям клиентов по получению первоклассного сервиса.
«Пандемия стала катализатором складывающихся в финансовой отрасли трендов, цифровизация в финансовом секторе ускорилась, поэтому мы должны не упустить этот момент и встроиться в общемировой тренд. Но для того чтобы оценить, насколько финансовый рынок близок к новой идеальной модели, нужны обновленные среднесрочные ориентиры», - сделала оговорку спикер.
С точки зрения финансовой устойчивости регуляторной среды внешним индикатором станет переход РК в 7-ю группу по оценке отраслевых и экономических рисков S&P, в которой сейчас находятся Индонезия, Португалия и Хорватия. А внутренним индикатором будут постепенный отказ от дискретного регулирования секторов финансового рынка и операционная независимость финорганизаций, предложила Елена Бахмутова.
«Финансовая инклюзия должна оцениваться через проникновение финансовых услуг в реальный сектор экономики и жизнь населения. Количественными индикаторами может стать численность заемщиков к общему количеству действующих предприятий, доля привлечения инвестиций на открытом финансовом рынке, объем добровольного страхования», - сказала она.
Качественные изменения возможны при соблюдении добросовестной конкуренции как со стороны коммерческих институтов, так и со стороны государственных организаций, занимающих доминирующее положение на рынке, пояснила глава АФК. Коллаборация с высокотехничными платформами ускорит развитие сектора, не втягивая его в неконкурентную борьбу, тем более в условиях регуляторного арбитража.
«Создание комфортной среды для внедрения инноваций и есть желаемая модель построения отечественного финансового рынка и одновременно шанс для наших фининститутов встроиться в мировые тренды развития и добиться успеха. Даже если покажется, что цель недостижима, все, что нужно, это выстроить правильный план и стратегию», - подытожила Елена Бахмутова.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.