Ренессанс фондового рынка
Новости о грядущих изменениях на рынке ценных бумаг помогают его давним игрокам воспрянуть духомНовости по грядущим изменениям на рынке ценных бумаг заставляют воспрянуть духом его старых игроков. Новеллы действительно вселяют оптимизм, и если деление пенсионного пирога мера несколько сырая, преждевременная и отдает махровым популизмом, то в документе под строгим названием Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста» есть много чего интересного. Пакет изменений затрагивает 81 закон и содержит комплекс мер, которые в теории должны сдвинуть наш экономический танкер с мели.
Удивительно, что большинство предлагаемых поправок прошло мимо обсуждения общественностью, что может быть и к лучшему, хотя, конечно, есть смысл сделать полный анализ и дать заключение об их полезности. Скорость, с которой пытаются принять изменения, одновременно радует и настораживает, мажилис и сенат должны рассмотреть законопроект в ближайшие недели. Насколько качественно депутаты смогут рассмотреть документ в 230 страниц, вопрос открытый. Но хотелось бы рассмотреть одну стоящую поправку и похвалить инициаторов вместе с лоббистами. Пожалуй, во всем документе эта новелла самая важная и действительно поможет сделать фундаментальный сдвиг. Речь идет об изменениях в законы, регулирующие рынок ценных бумаг. Представители Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка на недавнем брифинге упомянули, что в первом блоке поправок предусмотрены шаги в сторону привлечения на рынок розничных инвесторов. Для этого банкам представляется право оказывать своим клиентам услуги по осуществлению операций со всеми ценными бумагами без ограничений.
Эффект бомбы. Пожалуй, это самое точное определение потенциального эффекта нескольких строк на бумаге для экономики. В условиях, когда банковский мультипликатор работает плохо, и дело тут даже не в высоких процентных ставках по тенге, а в отсутствии аппетита риска у банковской системы, эта мера может стать тем самым светом в конце тоннеля. Предыстория такая, что за 13 лет банкирам бабка отшептала заходить в проекты с повышенным риском. Казахстан переживает скорее не банковский кризис, а кризис доверия. Субъекты экономики не очень хотят брать риск на своих контрагентов, вот и сводится вся активность к бесполезному и местами вредному для экономики потребительскому кредитованию, направленному на покупку импортных товаров. Местами мелькают жилищные программы и глубоко субсидируемые транши на развитие индустриального потенциала страны. Одновременно на балансе банковской системы копятся триллионы тенге ликвидности, которую принесли бережливые депозиторы. В эпоху неопределенности, прямо как по учебнику, бережливые граждане несут заработанные или сэкономленные деньги на депозит, под процент. Вкладывать деньги в создание или развитие бизнеса не торопятся, нет уверенности и видения того, что происходит за горизонтом.
Как расширение операций для банков, связанных с ценными бумагами, может помочь экономике? Для этого нужно обратиться к аналогичному опыту в России, схожие меры были приняты около пяти лет назад, после чего банки в разы увеличили активность на фондовом рынке, точнее увеличилась активность клиентов банков. Взрывная деятельность клиентов российских банков пришлась на период с 2017 года по сегодняшний день. В этот период произошли два важных события. Первое – это снижение ключевой ставки ЦБР более чем в два раза, с 10% в 2017 году до 4,25% на сегодняшний день. И второе – окончательный сдвиг банковского бизнеса в сторону «экосистем». Вместе эти два фактора привели к следующему: клиенты банков уже не могли удовлетворить свой аппетит к доходности столь низкими ставками по депозитам и получили возможность внутри одного приложения и за считаные секунды сделать перевод с депозита на брокерский счет и, что называется, «не отходя от кассы» приобрести желаемые ценные бумаги. (Табл. 1)
Источник: Smart-Lab.ru
Как итог – небывалая ранее активность банков на Московской бирже. До реформы пальма первенства была всегда у обычных брокеров, но картина сильно изменилась. Фондовый рынок получил свежий приток ликвидности и новую базу инвесторов, очень фрагментированую, что крайне полезно для рынков. (Табл. 2)
Данные по количеству активных клиентов на Московской Бирже
Источник: Smart-Lab.ru
Да, капитал пошел прежде всего в голубые фишки. Это ждет и Казахстан, и здесь пузырей бояться не нужно, это естественная фаза для фондовых рынков. Магия спроса и предложения сделает свое дело, и вместе с падением доходности по голубым фишкам инвестор будет искать новые возможности, и вот в этот момент и настанет минута славы новых эмитентов. Ведомый базовой эмоцией, жадностью инвестор будет брать риск на компании с высоким риск-профилем. Мы будем свидетелями невероятного успеха и катастрофических неудач. Только сейчас в Казахстане фондовый рынок начнет выполнять свою основную роль – эффективное перераспределение капитала. Ликвидность, которая сейчас лежит на балансе банков мертвым грузом, хлынет на фондовый рынок, тем самым убивая сразу двух зайцев. Перезапустится денежный мультипликатор, но при этом, выражаясь простым языком, лавина ликвидности размажется внутри фондового рынка, не давая запустить процесс инфляции чудовищных размеров. И главное, в теории убытки не придется национализировать, рынок ценных бумаг – дело добровольное и каждый инвестор должен осознавать меру отвественности перед своим кошельком. Главное – не пускать сюда средства пенсионного фонда, этот колосс пока слишком большой для отечественного фондового рынка и может натворить таких дел, что без очередного вмешательства бюджетных денег опять не обойтись. У депутатов есть еще время подумать над поправками в законодательство о пенсионном обеспечении, чтобы не заложить очередную мину в будушее страны.
Дмитрий Сочин, эксперт международной инвестиционной компании EXANTE
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.