ЕНПФ: Забрать нельзя оставить
Основные риски изъятия части пенсионных накоплений – снижение объемов и так не очень большого фондаТакой популярности Единый накопительный пенсионный фонд Казахстана не знал давно – после оглашения новых порогов достаточности люди кинулись на сайт фонда проверять свои накопления и обрушили его. Под новые пороги подходит чуть более 6% вкладчиков или 700 тыс. человек, еще в начале этого года говорили лишь об 1% вкладчиков. Снижение порога позволило увеличить количество возможных участников программы в семь раз, но не сделало ее всенародной – оно и понятно, средний счет в ЕНПФ меньше 1 млн тенге, а половина вкладчиков или 54% имеют накопления до 500 тыс. тенге.
К сожалению, в социальных сетях и комментариях принято обвинять в том, что пенсионная система буксует кого угодно, кроме самих себя – ведь судя по цифрам каждый второй вкладчик фонда предпочитает жить здесь и сейчас, не отдавая пенсионные 10% и получая зарплату в конверте. В итоге огромное количество людей заявляет, что пороги достаточности снижены недостаточно, но сколько квадратных сантиметров смогут позволить себе 54% вкладчиков с 500 тыс. на счету?
На самом деле изъятие пенсионных накоплений выгодно в первую очередь строительным компаниям, которые в условиях кризиса и снижения потребительского спроса смогут нарастить объемы, и речь идет о значительном подспорье. По оценкам профильного министерства, сумма, доступная к изъятию, составляет 1,4 трлн тенге – это в два раза больше, чем выделено государством на программы жилищного строительства для всех регионов вместе взятых. К сожалению, если вкладчики выберут именно этот вариант и массово обратятся за покупкой квартир – цены могут вырасти, даже с учетом запрета на продажу в течение пяти лет после покупки.
Не стоит забывать также и про ИПН. Когда взносы удерживаются из зарплаты, они вычитаются до взятия ИПН, то есть попадают в фонд без налогообложения. Таким образом, согласно действующему законодательству, пенсионные выплаты из ЕНПФ относятся к доходу, облагаемому индивидуальным подоходным налогом. Это хорошо знают те, кто уезжал на ПМЖ или получал вклад в наследство. Скорее всего и для обещанной программы изъятия будет применяться этот метод, иначе получится очень несправедливо по отношению к тем вкладчикам, которые законопослушно все эти годы платили ИПН.
Очень хочется верить, что данная программа послужит хорошей мотивацией для тех вкладчиков, которые предпочитали зарплаты в конвертах, требовать от работодателя белого оформления и выходить из тени.
Основные риски изъятия – снижение объемов и так не очень большого фонда. Если механизм позволит многократное изъятие, то есть вероятность, что только небольшая часть вкладчиков будет держать на счетах суммы выше порогов достаточности, а это значит, что при достижении пенсионного возраста пенсии таких вкладчиков не будут большими, если будут и вовсе достаточными. Основная задача пенсионного фонда – сохранность средств, и получается, что, раздавая их, он с ней не справляется.
Большинство тех, кто хочет забрать все из фонда, говорят о его плохой репутации и потере доверия со стороны населения. В этом есть доля правды, к сожалению, сомнительные инвестиции и излишне патриотическая инвестиционная декларация не добавляют фонду доверия, но с этим можно работать.
Есть три простых шага, которые смогут изменить отношение к фонду и управлению, а управляет активами Национальный банк. Первый – отмена комиссии за управление и переход на сметное финансирование. Фонд не должен брать комиссию за управление, так как это делают частные фонды. Второй – изменение инвестиционной декларации. Отказ от покупки ценных бумаг банков второго уровня, сомнительные инвестиции в страны с рейтингом ниже А. Отказ от мыслей о том, что пенсионные деньги должны служить развитию экономики Казахстана или даже фондового рынка страны – пенсионные деньги должны быть сохранны и надежно проивестированы в наименее рискованные активы с максимально возможной доходностью. Если смотреть на модель норвежского фонда, то более 70% активов – это иностранные акции, в ЕНПФ на долю государственных ценных бумаг иностранных государств приходится лишь 13%, а на облигации банков Казахстана – 14%. Третий – публичность и открытость. Именно эти три шага позволят вернуть доверие к фонду и сохранить на самом деле хорошую пенсионную систему. Не стоит только забывать, что пенсионная система – это наши с вами деньги, и если мы не будем их туда отчислять – то и пенсии у нас не будет.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.