Владимир Савов: Небольшие компании смогут привлекать капитал на бирже
Как нововведение МФЦА поможет развитию бизнеса в КазахстанеНовые решения для поддержки среднего бизнеса внедряет Международный финансовый центр «Астана». Для увеличения доступа предприятий среднего бизнеса Казахстана и Центральной Азии к акционерному финансированию на Astana International Exchange (AIX) запущен «Региональный сегмент рынка акций» (Regional Equity Market Segment, REMS). Какие выгоды получит бизнес от проекта и простимулирует ли инициатива компании среднего размера активнее выходить на локальный и международные рынки капитала? Об этом в интервью центру деловой информации Kapital.kz (которое записывали в начале июля) рассказал Владимир Савов, директор департамента политики и стратегии Комитета МФЦА по регулированию финансовых услуг (AFSA).
- Владимир, AFSA принял регуляторные положения о «Региональном сегменте рынка акций». Что стало поводом для принятия этих мер?
- Основываясь на полученных отзывах и опыте предшествующих лет, мы пришли к выводу, что необходимо изменить регуляторный подход для удовлетворения потребностей казахстанского малого и среднего бизнеса в привлечении средств. Считаем, что это окажет положительное влияние на развитие рынка капитала в МФЦА. Для этого Комитет МФЦА по регулированию финансовых услуг принял несколько законодательных изменений для создания нового сегмента «Региональный сегмент рынка акций», ориентированного на компании среднего бизнеса. REMS был разработан по инициативе и в тесном сотрудничестве с биржей AIX. Эти поправки заметно сокращают объем проспекта с сохранением качества раскрываемой информации и устанавливают дифференцированный подход к применению принципов корпоративного управления в зависимости от типа инструмента, допускаемого к торгам.
- Получается, акцент сделан на субъектах МСБ?
- Поправки, которые мы приняли в правила МФЦА о фондовых рынках, призваны поддержать небольшие компании, в основном средний бизнес. Для потенциальных эмитентов из сегмента малого и среднего бизнеса расходы, связанные с листингом и подготовкой массивного проспекта, зачастую несоразмерны масштабу планируемого размещения ценных бумаг и объему привлекаемых инвестиций. Практика показывает, что нынешняя нормативно-правовая база эффективно работает для листинга крупных компаний. Например, недавние листинги и перекрестные листинги долевых ценных бумаг «Казатомпрома», Polymetal, Народного Банка Казахстана и Ferro-Alloy были совершены крупным бизнесом.
- Какие выгоды получит бизнес от проекта REMS?
- Это отличная возможность для небольших компаний привлекать капитал для своего развития. При этом компании получают возможность привлекать необходимые инвестиции в условиях, когда уровень регуляторных требований и сопутствующих расходов соразмерен объему привлекаемых средств, а инвесторы получают прозрачный механизм контроля за деятельностью и финансовым состоянием эмитентов. Во-вторых, это альтернатива банковскому кредитованию, когда у небольших компаний появляется возможность привлекать капитал на фондовом рынке МФЦА. Такой сегмент ранее существовал лишь в крупнейших мировых финансовых центрах, а теперь доступен казахстанским и региональным компаниям.
- Вы предполагаете, что коронакризис поспособствует росту спроса на привлечение капитала?
- События на рынках капитала как внутри страны, так и на международном уровне, связанные со вспышкой COVID-19, действительно, могут привести к увеличению числа компаний именно сегмента среднего бизнеса, которые ищут финансирование, и к увеличению спроса на более простой и экономически эффективный способ привлечения капитала предприятиями.
За время работы МФЦА мы наблюдали достаточно активную деятельность ряда крупных эмитентов, которые привлекали акционерный капитал через биржу МФЦА. При этом небольшие компании пока остаются в тени, хотя потенциальный спрос со стороны среднего бизнеса оценивается как существенный. Наша цель – простимулировать компании среднего размера активнее выходить на локальный и международные рынки капитала через биржу МФЦА.
- Что даст «Региональный сегмент рынка акций» международному финцентру?
- Мы создаем новые финансовые инструменты, исходя из задач, предусмотренных в Конституционном законе об МФЦА. Конечная цель состоит в том, чтобы создать совершенно новый рынок для регионального размещения акций через биржу МФЦА, с более подходящим набором правил для эмитентов среднего размера. На самом деле эмитенты средней капитализации составляют большинство компаний в Казахстане и регионе. Поэтому упрощение процесса приема и снижение связанных с этим расходов призваны оказать содействие отечественным компаниям в привлечении капитала.
Таким образом, REMS станет важной составляющей финансовой инфраструктуры МФЦА, способствуя росту национальной и региональной экономики. В то же время новая структура предусматривает достаточную защиту для инвесторов и соответствует регуляторным целям АФСА по защите инвесторов и потребителей финансовых услуг, обеспечению надлежащего функционирования рынка, справедливой и прозрачной рыночной деятельности. Новые правила МФЦА о фондовых рынках вступили в силу 1 июля 2020 года. Мы надеемся, что REMS будет активно использоваться частными эмитентами малого и среднего бизнеса из Казахстана и Центральной Азии.
- При принятии поправок учитывался международный опыт?
- Да, мы им руководствовались. Главная цель при разработке структуры рынков капитала МФЦА заключалась в создании режима, который учитывал бы лучшую международную практику в области регулирования рынков для компаний малой и средней капитализации. На Лондонской фондовой бирже еще в 1995 году был открыт сегмент «Рынок альтернативных инвестиций» (Alternative Investment Market, AIM). Этот рынок для небольших и растущих компаний в формате многосторонней торговой площадки. Более 3500 компаний присоединились к AIM и за его 20-летнюю историю привлекли более 90 млрд фунтов стерлингов. Это делает AIM, несомненно, самым успешным публичным рынком акций для растущих компаний в любой точке мира. Центральными факторами успеха в развитии AIM было то, что нормативно-правовая база AIM была адаптирована к потребностям растущих компаний. Вместо предписывающих критериев входа, например, таких как минимальный размер, торговая история или акции в свободном обращении, компании должны продемонстрировать свою готовность и пригодность для выхода на публичный рынок. Европейский Союз является другим интересным примером поддержки растущих рынков.
ЕС ввел новую категорию рынка под названием «Рынки роста МСП» (МСП – малые и средние предприятия). Рынки роста МСП представляют собой новый тип многосторонних торговых механизмов и включают в себя ряд нормативных мер, направленных на то, чтобы предоставить европейским МСП более широкий доступ к государственному акционерному финансированию. По крайней мере 50% его эмитентов должны быть МСП, то есть компаниями с рыночной капитализацией до 200 млн евро, как это определено Европейским Союзом. Долгосрочные амбиции ЕС с рынками роста МСБ состоят в том, чтобы уменьшить административное бремя для МСП и облегчить привлечение капитала на публичном рынке.
Другой интересный пример – это Сингапур. Сегмент Catalist Сингапурской биржи был создан в ноябре 2007 года по образцу лондонского рынка альтернативных инвестиций AIM. Его режим аналогичен системе регулирования AIM и призван стимулировать рост молодых компаний, предоставляя им доступ к финансированию. Со временем происходит переход в основной сегмент биржи.
Помимо опыта Лондона и Сингапура, были также изучены и другие рынки и биржи, в центре внимания которых находятся эмитенты со средней капитализацией. В их числе, например, Новая Зеландия и Австралия. Требования к проспектам в Новой Зеландии ограничивают их объем 60 страницами. Общая нормативно-правовая база в вышеупомянутых юрисдикциях требует, чтобы раскрытия были «ясными, краткими и эффективными». В результате выпускаемые там проспекты стали более читабельными и удобными для инвесторов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.