Нацбанк: дефицит текущего счета будет оказывать давление на обменный курс
Алия Молдабекова рассказала о том, что происходит на валютном рынке и как изменился объем валютных активов Нацфонда в июнеО том, что происходит на валютном рынке, как изменился объем валютных активов Национального фонда в июне и ждать ли восстановления рынков, в традиционном ежемесячном интервью Kapital.kz рассказала заместитель председателя Национального Банка Казахстана Алия Молдабекова.
- Алия Мейрбековна, подводя итоги первого полугодия, безусловно, убеждаемся, что одним из непредвиденных факторов для мирового финансового рынка стал коронавирус. Наблюдаем ли мы начало нового цикла в мировой экономике?
- Действительно, март-апрель этого года были периодом значительного стресса для финансовых рынков, в мае появлялись первые признаки улучшения ситуации. Однако, несмотря на то что цикл восстановления запущен, уязвимости все еще сохраняются.
В начале июня выходил ряд позитивных новостей для финансовых рынков. Данные по рынку труда в США за май стали определенным положительным сигналом – индекс доллара США к валютам ведущих стран мира откатился к отметкам начала года, наблюдалось улучшение аппетита инвесторов к рисковым активам. Кроме того, 6 июня страны ОПЕК+ продлили действие сделки по сокращению добычи нефти до конца июля. На этом фоне цены на нефть закрепились на уровне выше $40 за баррель.
Однако опасения касательно начала второй волны коронавируса на фоне роста числа заболевших в США и Бразилии несколько сбавили оптимизм, поэтому сохраняется неопределенность по поводу сценария восстановления мировой экономики. В ответ на это мировые центральные банки продолжают меры стимулирования экономик. ЕЦБ решил увеличить программу выкупа активов, ФРС США заявила, что не будут поднимать ставки до конца 2022 года.
- Какова ситуация на местном валютном рынке? Проводились ли Национальным банком интервенции?
- В прошедшем месяце Национальный Банк не проводил интервенций.
С учетом сложившейся в июне позитивной динамики на рынке нефти тенге укрепился на 1,7% с уровня 411,5 на конец мая до 404,70 на конец июня, в отдельные периоды обменный курс пробивал отметку в 400 тенге.
Главное преимущество свободного плавания – недопущение дисбаланса, участники рынка должны понимать, что динамика обменного курса подразумевает колебания, как в сторону обесценения, так и в сторону укрепления. Учитывая беспрецедентные внешние шоки, курс тенге в марте доходил до отметки 448,52, а на конец июня по мере исчерпания негативных факторов курс тенге составил 403,83. Разбег за этот короткий период достаточно широкий. На этом фоне, учитывая разницу ставок по депозитам, весьма привлекательными оказались инструменты и вклады в национальной валюте.
На фоне восстановления экономической активности спрос на иностранную валюту вырос. Увеличилась и активность на валютном рынке: объем торгов в июне составил 2,1 млрд долларов США, в мае объем торгов был 1,6 млрд долларов.
Со стороны предложения основным продавцом валюты выступал Национальный фонд в рамках выделения средств в бюджет в виде гарантированного трансферта. Продажи компаний-экспортеров остаются ниже докризисных уровней ввиду все еще низкой средней цены на нефть.
Национальный Банк постоянно осуществляет мониторинг ситуации на внешнем и внутреннем рынках, совместно с правительством продолжается тесная координация действий квазигосударственного сектора.
По поручению главы государства обязательство по продаже квазигосударственным сектором части валютной выручки было продлено до конца текущего года. С момента введения обязательства 26 марта т.г. по 30 июня т.г. объем обязательных продаж составил $612 млн. Мы уже говорили, что в мае Национальный Банк приобрел $156 млн у компаний КГС. Придерживаясь принципа нейтральности, в июне на бирже Национальный Банк продал этот объем.
- Международные резервы продолжают расти. За II квартал рост резервов составил более 3 млрд долларов США. Чем был вызван такой значительный рост?
- Объем международных резервов вырос в сравнении с началом года на $3,9 млрд, или 13,5%. По предварительным данным, на конец июня резервы достигли $32,9 млрд. За месяц резервы выросли на $1,3 млрд.
Данная динамика связана как с ростом цены на золото, так и с увеличением валютных активов. В июне мы наблюдали приток средств на валютные счета банков второго уровня в Национальном Банке.
Накопление золота в качестве резервного актива полностью оправдывает себя с учетом текущих рисков. Доллар США сохраняет статус мировой резервной валюты, вместе с тем в условиях повсеместного снижения реальных ставок спрос на золото в качестве инвестиционного актива возрастает. С начала года цена на золото выросла с $1521 до $1800 за унцию, или более чем на 18%.
- Как изменился объем валютных активов Национального фонда в июне и какие факторы на это повлияли?
- По оперативным данным, валютные активы Нацфонда сократились в июне на $0,75 млрд и составили $57,7 млрд.
Трансфертов из НФ было выделено на сумму 608 млрд тенге. При этом тенговые поступления в июне в Нацфонд составили 6,3 млрд тенге.
Для исполнения обязательств по выделению трансфертов в республиканский бюджет Национальный Банк осуществлял продажи активов Нацфонда на валютном рынке на сумму порядка $1,4 млрд, или 577 млрд тенге.
В июне т. г. инвестиционный доход Национального фонда составил около $690 млн, что частично компенсировало изъятия из фонда. Рост рынка акций, который составил около 2,6% в июне, сопровождался ростом на рынках облигаций на 0,5% и золота на 2,6%.
Продолжение восстановления мировой экономики положительно сказалось на динамике портфелей Нацфонда: отрицательная переоценка по результатам I квартала 2020 г. в (-) $1,9 млрд была практически компенсирована.
- Вы упомянули, что, несмотря на продолжающееся восстановление рынков, уязвимости сохраняются. Какие факторы могут негативно отразиться на динамике тенге?
- Фундаментальным фактором для национальной валюты является цена на нефть. Сохранение относительно низких цен на углеводороды или их снижение приводит к уменьшению притока валютной выручки экспортеров, что ухудшает состояние текущего счета платежного баланса и, соответственно, негативно влияет на курс тенге.
В прошлом году дефицит текущего счета платежного баланса составил $6,5 млрд. В 2020 году при среднегодовой цене на нефть 40 долларов за баррель дефицит текущего счета прогнозируется на уровне $9,9 млрд. Национальный Банк ранее отмечал, что углубление дефицита текущего счета будет оказывать давление на курс тенге.
По результатам I квартала 2020 года текущий счет сформировался с профицитом. Наблюдаемое восстановление экономической активности способствует росту импорта, но при этом цены на экспортируемые нами товары и объемы экспорта остаются низкими. Поэтому, по нашей предварительной оценке, риск ухудшения дефицита текущего счета и давления на обменный курс может реализоваться во втором полугодии текущего года.
Учитывая высокую составляющую импорта из России, курс тенге не может не зависеть от курса российского рубля. По рублю в последнее время мы видим много новостей о его возможном дальнейшем ослаблении: это и усиление санкционной риторики против России, и снижение объема продажи валюты из Фонда национального благосостояния Минфином РФ, что окажет меньшую поддержку рублю. Потенциальное ослабление рубля как одного из наших основных торговых партнеров несет риски негативной динамики тенге.
- Будет ли Национальный Банк в случае негативных сценариев поддерживать курс тенге?
- Национальный Банк следует режиму плавающего обменного курса. Курсообразование формируется с учетом рыночной конъюнктуры и динамики как внешних, так и внутренних фундаментальных факторов. При этом, учитывая подверженность тенге рискам со стороны внешних шоков и, следовательно, рисков необоснованного давления или спекуляций на валютном рынке, в мандате Национального Банка предусмотрено право на сглаживание колебаний курса в случаях угрозы финансовой стабильности и при значительном ухудшении ситуации на рынках.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.