В Казахстане участились вишинг-атаки

Как не стать их жертвой?

В карантинный период активизировались телефонные мошенники, которые используют технологии социальной инженерии, чтобы узнать персональные данные клиентов банков. О том, как не стать их жертвой центру деловой информации Kapital.kz рассказал директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев.

Вишинг является одним из распространенных способов кражи средств со счетов граждан.

«Мошенники обзванивают заемщиков, представляясь сотрудником известных банков, при этом они ловко «подделывают» номера, с которых звонят. Это может быть короткий номер колл-центра банка – современные технологии позволяют это сделать без особых усилий. При этом сами злоумышленники могут находиться в другом городе или даже в другой стране», - рассказывает Александр Терентьев.

Финансовые мошенники идут на данные ухищрения с одной целью – выманить персональные данные «жертвы». Это ИИН, данные платежной карты или счета, CVV/CVC код, код из SMS-сообщения. И тогда злоумышленники могут обналичить все средства на карте или счете, предупреждает представитель финрегулятора.

Он перечислил распространенные случаи, с которыми сталкиваются клиенты казахстанских банков и дал рекомендации по противодействию финансовому мошенничеству.

«Первый и главный совет - лучше невежливо прервать разговор, чем вежливо сообщить PIN-код карты. Даже старые проверенные методы мошенников работают безотказно. Самый простой развод: звонит якобы сотрудник банка. Он тревожно сообщает, что по вашей карте пытаются провести транзакцию. И если это не вы, то вам необходимо срочно предоставить звонящему всю информацию по своей карте. В таком случае лучше сразу прервать разговор и положить трубку», - говорит Александр Терентьев.

Он напоминает, что сотрудник банка никогда не запросит эти данные и первым не позвонит. Для того чтобы убедиться в том, что к вам позвонили финансовые мошенники, необходимо позвонить в банк, в котором вы обслуживаетесь. Но ни в коем случае не на тот номер, с которого поступил звонок.

«Совет номер два - не спешите раскрывать первому звонящему свои данные, в банке их и так знают», - продолжает Александр Терентьев.

Настоящему банковскому менеджеру нет нужды звонить вам, чтобы уточнить вашу фамилию; паспортные данные; какие карты были оформлены; сколько денег на них осталось. В банке имеется ваше полное финансовое досье - кредитная история. Поэтому с этими вопросами сотрудники банка по телефону никогда к вам не обратятся. Эта информация представляет ценность только мошенникам, подчеркивает представитель Агентства.

«Имейте в виду, банки никогда не звонят сами, чтобы спросить по телефону у клиентов: полный номер карточки; срок ее действия; CVC/CVV; логин и пароль к интернет-банкингу; кодовое слово, код из SMS-сообщения. Эти данные банк может запросить только в том случае, если вы сами позвонили туда, чтобы решить какой-то вопрос. Например, записаться на прием, разблокировать карту при поездке за рубеж, уточнить, где можно забрать перевыпущенную карту и т.п. Если же вам звонят и, представляясь сотрудником банка, запрашивают такую информацию, даже, если ее необходимо продиктовать автоответчику, то можно не сомневаться - это мошенники», - говорит Александр Терентьев.

Еще один совет, который дает наш собеседник: не поддавайтесь панике, если вас попытаются напугать телефонные мошенники. На паническое заявление о том, что с вашей картой серьезная проблема лучший ответ: «Сейчас позвоню или схожу в банк, чтобы проверить это лично». Будьте уверены, звонящий тут же отключится. Это очень распространенная уловка - напугать владельца карточки. Ситуации могут быть придуманы разные:

- кто-то проводит подозрительные транзакции по вашей карточке;

- срочно! Уже списана n-ная сумма с вашего счета/карточки, чтобы спасти остаток, надо деньги перевести на временный счет;

- это вы пять минут назад подали заявку на оформление кредита? Если нет, то срочно нужны ваши данные, чтобы отменить ее;

- ваша карточка заблокирована, чтобы ее разблокировать на ваш телефон придет SMS, в котором указан код, назовите его» и т.д

Главная цель мошенников – напугать вас.

«Стоит помнить, что если с вашей картой действительно какие-то проблемы, то банк может сам ее заблокировать и, скорее всего, пришлет об этом уведомление по оговоренному в договоре каналу. И лучше всего перезвонить самим в отделение банка и уточнить, действительно ли они отправляли данное сообщение», - резюмирует Александр Терентьев.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤