Банки оштрафовали более чем на 3,8 млн тенге
Регулятор обозначил, какие нормы не соблюдают фининститутыВ I квартале 2020 года общая сумма вынесенных административных штрафов в отношении банков составила свыше 3,8 млн тенге. Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка.
«В I квартале 2020 года в отношении банков в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг применено 34 меры воздействия, в том числе: 15 административных штрафов, 16 рекомендательных мер надзорного реагирования, 3 письменных предписания», - говорится в сообщении.
Результаты проведенного анализа показали, что банки в основном не соблюдают нормы, установленные банковским законодательством страны, которые связаны с обслуживанием банковских займов и счетов, осуществлением платежей и переводов денег.
По порядку осуществления платежей и переводов денег основные нарушения касаются следующего:
- нарушение срока, предусмотренного для возврата денег, перечисленных на закрытый клиентом банковский счет;
- исполнения платежного требования по взысканию задолженности по займу без обеспечения на текущем счете физического лица суммы денег не менее размера прожиточного минимума, установленного законом о республиканском бюджете;
- предъявление одновременно нескольких платежных требований к банковским счетам заемщика для взыскания просроченной задолженности по займу;
- выставление платежных требований по просроченной задолженности, взыскание которой осуществляется в рамках исполнительного производства.
По порядку обслуживания банковских счетов основные нарушения касаются следующего:
- несоблюдение порядка открытия/закрытия банковских счетов и непроведение работ по аннулированию индивидуального идентификационного кода;
- неправомерное ограничение распоряжения деньгами, находящимися на банковском счете;
- невыполнение обязательств по возврату суммы вклада;
- несоблюдение внутренних документов банка по вопросам обслуживания банковского счета (мобильный банкинг).
Основные нарушения, допущенные банками, по которым предусмотрена административная ответственность:
- предоставление сведений о субъекте кредитной истории в кредитное бюро без его согласия;
- нарушение сроков исполнения указания по платежу и (или) переводу денег, установленных Законом РК «О платежах и платежных системах».
При этом сообщаем, что согласно нормам законодательства при рассмотрении вопроса исполнения указаний по платежу и переводу денег в случае повторного представления платежных поручений, которые ранее не были исполнены (с идентичной суммой, в том числе дробленные на несколько платежных поручений), принимаются как одно правонарушение.
«При выявлении в деятельности страховой организации недостатков, рисков или нарушений, не оказывающих существенного влияния на финансовую устойчивость страховой организации и не создающих угрозу ее финансовому положению и интересам страхователей (выгодоприобретателей) страховой организации, Агентство применяет рекомендательные меры надзорного реагирования», - отмечается в сообщении финрегулятора.
В I квартале 2020 года в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг в отношении страховой компании применена 1 рекомендательная мера надзорного реагирования. В частности, за нарушение требований Правил определения размера вреда, причиненного транспортному средству, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан от 28.01.2016 №14.
Какие нормы нарушали коллекторы?
По итогам выявленных в I квартале 2020 года нарушений в отношении коллекторских агентств применено 3 меры воздействия в том числе:
- 1 административный штраф на сумму 132 550 тенге;
- 3 меры воздействия в виде письменных предписаний.
Результаты проведенного анализа показали, что коллекторскими агентствами были допущены нарушения, связанные с:
- несообщением при первичном контакте работником коллекторского агентства должнику информации, установленной правилами осуществления коллекторской деятельности;
- непредставлением запрашиваемой уполномоченным органом информации и документов;
- непредставлением запрашиваемых сведений представителю должника по доверенности, соответствующей нормам законодательства РК.
Напомним, с 1 января 2020 года функции по обеспечению надлежащего уровня защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг от Нацбанка и его территориальных филиалов переданы в Агентство, в регионах Казахстана – в Управления региональных представителей Агентства.
Потребители финансовых услуг при нарушении своих прав могут обратиться в Агентство, Общественную приемную при Агентстве, в регионах – по территориальной принадлежности в Управления региональных представителей Агентства:
- письменно в Агентство по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, Коктем-3, д. 21;
- в Общественную приемную за получением правовой помощи по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, ул. Коктем-3, д. 21 (прием граждан в период чрезвычайного положения временно не осуществляется), телефоны горячей линии: +7 (727) 2788 144 и +7 (727) 2788 122;
- в Управления региональных представителей Агентства (по адресам, указанным на сайте Агентства www.finreg.kz, в разделе «Об Агентстве, подразделы: «Структура Агентства» - «Подразделения Агентства»).
Также можно обратиться к:
- банковскому омбудсману, осуществляющему урегулирование разногласий, возникающих из договора ипотечного займа, между банком и заемщиком - физическим лицом с целью достижения согласия об удовлетворении прав и охраняемых законом интересов заемщика и банка, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций.
Реквизиты банковского омбудсмана: А15GП8Е2, г. Алматы, пр. Н. Назарбаева, д. 175, офис 302, тел.: +7 (727) 2612 216, +7 708 983 30 16, е-mail: office@bank-ombudsman.kz, www.bank-ombudsman.kz.
- страховому омбудсману, независимому в своей деятельности физическому лицу, осуществляющему на безвозмездной основе урегулирование взаимоотношений между страхователями (выгодоприобретателями) и страховщиками, возникающих из договоров обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.
Реквизиты страхового омбудсмана: 050042, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Рыскулбекова, 28/7, 2-й этаж (в здании АО ФГСВ), e-mail: office@omb.kz, www.insurance-ombudsman.kz, тел/факс +7 (727) 3824 174, +7 708 151 5235.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.