В кризис инструменты и мандаты центробанков нужно расширять

Какие механизмы стоит изучить и принять?

Традиционные инструменты центральных банков, такие как корректировка краткосрочной процентной ставки, являются основополагающими и первоочередными мерами ответственной денежно-кредитной политики. Для того чтобы остановить экономический спад и помочь поддерживать здоровый повышенный спрос на товары и услуги, центральные банки всего мира движутся в направлении снижения процентных ставок и готовности предоставления свободной ликвидности нуждающимся финансовым институтам. Однако есть много причин, по которым монетарные власти развивающихся стран сегодня не могут полагаться только на манипулирование процентными ставками.

В моменты резкого ухудшения экономической обстановки маловероятно, что их снижения (процентных ставок) будет достаточно для того, чтобы стабилизировать совокупный спрос, который должен стимулировать экономику за счет дополнительного выделения кредита, а не его сокращения, как сейчас делает Нацбанк путем повышения ставок. Кроме того, денежно-кредитная политика всегда оказывает влияние на распределение доходов, благосостояние и кредитование экономики, а также его объем. Должен быть более широкий взгляд на деятельность Нацбанка и его роль в создании условий кредитования всех секторов экономики. До повсеместного перехода на инфляционное таргетирование развивающихся стран в конце 1990-х годов центробанки наряду с фискальными органами также принимали антикризисные меры, установив несколько ставок, (разные долгосрочные и краткосрочные ставки) и играли более активную роль в обеспечении полной занятости и стимулировании экономического роста.

В этом ключе первоочередной мерой форсирования совокупного спроса может стать временное повышение цели по инфляции Нацбанка. Поскольку увеличение инфляционного давления неизбежно после 15% номинального снижения стоимости национальной валюты, это даст возможность ослабить условия для увеличения процентных ставок. Так как Нацбанк не будет преследовать цель вернуть инфляцию в заниженный коридор в краткосрочной перспективе, то отпадает необходимость повышать ставку и сокращать кредитование экономики. С улучшением общей ситуации Нацбанк может постепенно снижать свою цель по инфляции, возвращая ее в докризисные рамки. Гибкость в определении макроэкономических целей является критически важной составляющей успешной антикризисной стратегии. В целом изменение существующих коридоров по инфляции центрального банка вряд ли поможет добиться серьезного сдвига в деле по спасению экономики в долгосрочной перспективе, хотя и заслуживает отдельного внимания. Также существует не одна, а несколько процентных ставок –ставки РЕПО, ставки по облигациям Минфина, ставки по госдолгу, ставки с разными сроками закрытия, много рынков и много компаний, которые на них работают. Очевидно, что эффективная макроэкономическая политика не может проводиться на основе единой уникальной цели – инфляционного таргетирования. Основываясь на примере Банка Японии, можно говорить о том, что денежно-кредитная политика должна ориентироваться на долгосрочные процентные ставки в дополнение к ставке РЕПО, которые находятся в центре денежно-кредитной политики. Кроме того, Национальный банк Казахстана должен четко заявить о поддержке государственных заимствований, это позволит правительству применять антициклическую фискальную политику наряду с мягкой денежно-кредитной политикой. Вместе с Минфином он должен лучше координировать ставки по облигациям, сделав так, чтобы эти два рукава правительства не имели перекрестных целей. В дополнение к этому Нацбанк может приобретать более широкий спектр частных обязательств, которые будут необходимы для того, чтобы сделать трансмиссию денежно-кредитной политики более надежной.

Сегодня центральные банки, ориентированные только на инфляционное таргетирование, в значительной степени ограничивают себя в использовании других инструментов и достижения нескольких макроэкономических целей одновременно. Все чаще возникают дискуссии о том, что они должны придавать равное значение как инфляции, так и росту ВВП, снижению уровня безработицы. Для этого необходимо расширить полномочия центробанков. Соответственно, нужно рассмотреть включение в монетарную политику «двойного мандата» – стабилизации цен и обеспечения максимального уровня занятости, как фактора устойчивости экономики. С учетом вышеперечисленного, Национальному банку РК стоит изучить и принять следующие шаги для расширения инструментария борьбы с кризисом:

1. Снижение процентных ставок в краткосрочной перспективе.

2. Установление налогов на приток и отток спекулятивного капитала.

3. Увеличение поддержки государственных займов.

4. Покупка государственного долга.

5. Координация политики Минфина в отношении госдолга.

6. Покупка частного долга.

7. Переход от одномандатной денежно-кредитной политики (инфляционное таргетирование) к многомандатной (инфляция + уровень безработицы, рост номинального ВВП, финансовая стабильность или их комбинация).

8. Переход к ставкам в долгосрочной перспективе.

Жандос Ыбраев, экономист, PhD

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤