Регулятор не может наказать обменники за завышение курса
Закон не регулирует разницу между курсом в обменных пунктах и курсом на KASEСитуация на розничном валютном рынке стабилизировалась. Пункты обмена не спекулируют с курсом так, как это было 16 марта. Об этом в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал глава Ассоциации обменных пунктов РК Арчин Галимбаев. Он пояснил, почему в начале недели курс доллара был завышен и может ли финрегулятор влиять на курсообразование в обменниках.
В минувший понедельник в некоторых обменниках столицы
американская валюта достигала отметки в 450 тенге. Ситуацию усугубил тот факт,
что на Казахстанской фондовой бирже в первой половине понедельника не было заключено
ни одной сделки по купле-продаже долларов, в результате в тот день обменные
пункты прекратили проводить операции с валютой.
«В этот
раз в обменниках нет и не было такого
ажиотажа, который наблюдался в 2015 году. В тот период многие казахстанцы не
понимали, что будет в дальнейшем с курсом. Сейчас же, население стало умнее,
оно пережидает момент, когда происходят резкие колебания курса валюты.
Некоторые даже не покупают доллары, а сдают их в пункты обмена», – заметил Арчин
Галимбаев.
При этом он уточнил, что в настоящее время в Казахстане есть валюта в необходимом объеме. «Но если мы говорим о каких-то небольших обменных пунктах, которые расположены в пригородной зоне или поселках, то там могут быть перебои с продажей или покупкой долларов. В крупных городах валюта есть», – отметил наш собеседник.
Почему же обменники приостановили работу в первой половине дня понедельника?
«Торги на KASE начинаются в 10:15 по времени Нур-Султана и продолжаются до 17:00. На утренних торгах курс американской валюты стартовал с 410 тенге, продавцов на бирже не было. Первые сделки появились только к 12:00. Поэтому с 10:15 до 12:00 не было понимания, на каком уровне установится курс», – сообщил Арчин Галимбаев.
По словам спикера, первые сделки с долларом в понедельник на бирже прошли на уровне 435 тенге, поэтому пункты обмена валюты установили курс продажи и покупки исходя из этих показателей.
«В обменниках был завышен курс, потому что они не имели четкого представления, куда он двинется дальше и на какой отметке остановится. На табло некоторых пунктов исчезли курсы продажи долларов, в некоторых из них иностранной валюты не было в наличии – это отражение того, что происходило на бирже», – отмечает Арчин Галимбаев.
Последние два года некоторые обменные пункты довольно часто завышают курс по сравнению с тем, который складывается на KASE. Аналитики не раз говорили о том, что это дестабилизирует ситуацию в стране. Наш собеседник уточнил, что закон не регулирует разницу между курсом в обменных пунктах и тем курсом, который на KASE.
«Если эта разница будет как-то регламентироваться, то может появиться черный валютный рынок. Например, если обменники смогут прибавлять к курсу KASE максимум 5 тенге, то игроки черного валютного рынка смогут прибавить к нему 10-15 тенге. В результате в период высокого спроса на валюту население будет готово переплачивать за валюту там, где ее можно будет купить. Зачем вводить какие-то ограничения, когда сейчас рынок и так работает нормально?» – отметил Арчин Галимбаев.
Если сопоставить курс на табло обменников, который был в 12:00 в понедельник, и биржевой курс, то в обменниках он был на 4% или 18 тенге выше, чем на KASE.
«В случае, когда отклонение составляет лишь 3-4% – наказывать пункты обмена валюты не стоит. И в принципе это законодательно невозможно», – заметил Арчин Галимбаев.
Он пояснил, что хотя некоторые из них злоупотребляли своим положением и устанавливали курс выше среднерыночного, они вправе это делать.
«Каждый обменник вправе формировать курс валют, исходя из собственных потребностей, убеждений. Ведь нужно учесть, что у него может быть какая-то инсайдерская информация, на основе которой он действует. И при завышении курса ни Нацбанк, ни тем более наша Ассоциация, не смогут принять в отношении пункта никаких мер», – подчеркнул он.
На данный момент маржа между покупкой и продажей валюты в обменниках также законодательно никак не регламентируется.
«Теоретически обменные пункты могут установить разницу между покупкой и продажей валюты в размере 20-50 тенге. Они все фиксируют курс покупки и продажи, исходя из собственных ощущений, потребностей. То есть, если в обменнике заканчивается инвалюта, то он покупает ее по цене выше, чем конкуренты. И наоборот, если валюта в избытке, то устанавливает курс ее продажи немного ниже, чем другие», – заметил Арчин Галимбаев.
Он также пояснил, что обменные пункты не участвуют в валютных торгах на бирже.
«Мы заключаем договоры с банками второго уровня и покупаем у них валюту. Банк покупает ее по нашему заказу, не по предварительному, как физлицам, а практически в онлайн-режиме», – сказал Арчин Галимбаев.
Он посоветовал казахстанцам не осуществлять обменные операции там, где завышен курс.
«Всегда есть большой выбор на рынке, где можно обменять валюту по адекватному курсу. Не стоит сломя голову бежать в первый обменный пункт и поддерживать тех, кто пытается заработать на ажиотаже», – считает он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.