Почему тренды рынка страхования формируют клиенты
В 2020 году катализатором развития отрасли станет заключение полисов через удаленные сервисыСтраховым компаниям Казахстана в ближайшие годы понадобится качественное развитие. Здесь могут помочь и автоматизация бизнес-процессов, и улучшение сервиса страхования, и разработка новых продуктов. К тому же на рынке рано или поздно будет прослеживаться перенимание опыта европейских стран. При этом в случае прихода на рынок крупных международных компаний они, скорее всего, будут работать в секторе B2B.
Приход в B2B-сектор международных компаний существенно усилит конкуренцию, и отечественные компании могут потерять позиции. Теоретически на казахстанский рынок могут прийти иностранные страховые компании, которые уже знают, как вкладывать огромные деньги в InsurTech и грамотно пользоваться плодами своих инвестиций. «Конечно, отечественным СК, возможно, нечего будет им противопоставить, но мы не думаем, что западные компании будут рваться в Казахстан: если говорить простыми словами, наша страна для них – это не лакомый кусочек. За всю историю страхового рынка Казахстана пока мы наблюдали только примеры ухода иностранных компаний с нашего рынка», – делится наблюдениями Шакир Иминов, исполнительный директор СК «Евразия».
Ничего личного, только страховка
В 2020 году явным катализатором развития отрасли станет заключение полисов через удаленные сервисы, то есть онлайн-страхование, в том числе совершенствование мобильных приложений. Начиная с 2019 года, когда в Казахстане внедрилось онлайн-страхование, и учитывая всеобщую диджитализацию и автоматизацию, наличие у страховщика IT-платформы, обязательной составляющей его успеха в работе является как оперативное обслуживание клиентов, так и быстрое осуществление страховых выплат. Этот тренд также продолжится и в этом году, считают специалисты страховой компании «Евразия».
«Государство не обладает возможностью, да и не обязано покрывать все риски, возникающие в результате снижения ответственности собственников имущества или каких-то техногенных или катастрофических факторов. Тем самым сознание населения все больше должно переводиться на рельсы личного планирования финансов, а не опираться на помощь государства. На наш взгляд, это первоначальная задача, которая стоит перед страховым рынком РК в начавшемся году», – говорит Шакир Иминов.
При этом на отечественном рынке работают несколько крупных компаний, которые удерживают существенные объемы. Остальные игроки владеют небольшими суммами, основную часть рисков передают на перестрахование тем же компаниям из Китая, России или, например, Германии. И здесь у представителей отечественных СК возникает вопрос: зачем им заходить на небольшой рынок, где они и без этого задействованы?
«В целом мы считаем, что казахстанские компании более приспособлены к вызовам, так как у нас спрос низкий, что особенно проявляется по добровольным видам страхования. И местные специалисты научились создавать, развивать бизнес в таких условиях, в то время как страхование того же КАСКО или имущества имеет гораздо больший спрос в России или на Украине», – отмечает Ергали Бегимбетов, председатель правления АО «СК Amanat».
Адаптация решает все
Одним из основных драйверов роста на отечественном рынке станет страхование жизни. Данный сегмент в 2019 году продемонстрировал рост на 44%, и, по мнению специалистов СК «Евразия», этот тренд продолжится. Получается, что уже восемь компаний по страхованию жизни будут соперничать друг с другом, что должно быть полезно рынку. Также особое значение в наступившем году будет уделено работе Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Республики Казахстан. По мнению Шакира Иминова, рынок станет более прозрачным для потребителей, а работа страховых компаний еще больше стандартизируется.
«Безусловно, с каждым годом страховым компаниям Казахстана сложно адаптироваться к постоянным изменениям рынка, но надо понимать, что рынок страховых услуг уже будет не таким, каким он был 3-5 лет тому назад: улучшение качества сервиса, активное развитие онлайн-технологий, которые позволяют клиентам совершать различные финансовые операции не выходя из дома, полностью меняют правила игры. Поэтому в условиях постоянной конкуренции способность компании быстро реагировать на любые изменения потребительских предпочтений является жизненно важной, иначе ценой промедления будут масштабные убытки. Хотя все прекрасно понимают, что сейчас доля онлайн-страхования на рынке Казахстана крайне мала, но нужно время, чтобы объем бизнеса вырос, и я думаю, что 2020 год станет отправной точкой, учитывая, что в 2019-м было достаточно сбоев и страховщики много времени тратили на тестирование онлайн-площадок», – прогнозирует исполнительный директор СК «Евразия».
По мнению Ергали Бегимбетова, в 2020 году будет развиваться страхование профессиональной гражданско-правовой ответственности (ГПО). Это направление, куда входят и обязательные, и добровольные виды, все еще находится в зачаточном состоянии. Тем не менее есть изменения. Например, с 1 января 2020 года все адвокаты и юридические консультанты обязаны застраховать свою профессиональную ответственность перед третьими лицами, которым оказывается юридическая помощь по договору.
«Очень многие могут застраховать свою профессиональную ответственность, например, строительные компании; организации, выпускающие ту или иную продукцию; юридические лица, оказывающие услуги консультации или проектирования – одним словом, ГПО может охватить любую деятельность, которая потенциально может привести к профессиональной ошибке по отношению к клиенту», – подчеркнул Ергали Бегимбетов.
Отдельно эксперт отмечает внедрение онлайн-урегулирования страховых случаев, которое сильно поможет рынку в 2020 году. На сегодня разрабатываются изменения в законе касательно того, чтобы все выплаты проходили именно через данную площадку. То есть клиент может зайти на сайт единой страховой базы данных (ЕСБД) и посмотреть статус страхового события, которое у него произошло. Копии всех необходимых документов он также может загрузить на сайте.
В кулуарах страхового рынка очень много говорится и об увеличении лимита выплат по ущербу, нанесенному жизни и здоровью потерпевших. На сегодня, в случае смерти, иждивенцам выплачивают 2000 месячных расчетных показателей (МРП), планируется поднять до 5000 МРП. Правильно это или нет – эксперты рынка оценить затрудняются, но семьям и родным, потерявшим своих кормильцев, это будет хорошей помощью. Однако, отмечают специалисты, при любой реформе стоит учитывать сбалансированность принимаемых мер. Все понимают, что страхование обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств (ОГПО ВТС) не может быть слишком дорогим для клиентов, но и убыточным для страховщиков оно тоже не может быть. Поэтому здесь необходимы баланс и время для проведения соответствующих расчетов.
«Если говорить об автоКАСКО, то в настоящий момент можно за вполне разумные деньги приобрести не только полис (ОГПО ВТС), но и полностью защитить свой автомобиль от любых убытков, купив автоКАСКО. В 2020-2023 годах, га мой взгляд данный вид страхования станет трендом на рынке, учитывая закредитованность населения и покупки новых машин», – прогнозирует Шакир Иминов.
О том, что в наступившем году рынок добровольного автострахования, или КАСКО, будет развиваться, говорят и цифры за 2018-2019 годы. За 11 месяцев 2018 года объем страховых премий по нему составил 17 млрд 511 млн тенге, за аналогичный период прошлого года данный показатель вырос до 22 млрд 928 млн тенге.
«Мы считаем, что тренд роста сохранится и в 2020 году, так как все больше клиентов стали осознавать важность добровольного автострахования. Это наглядно видно по юридическим лицам, которые оформляют КАСКО не только для залоговых машин. Данное страхование в В2В-секторе обеспечивает финансовую безопасность компании. К тому же продукт позволяет сократить перерывы в эксплуатации транспортного средства, потому что при помощи страховой компании производится быстрый ремонт автомобиля. Бизнес видит в этом выгоду. Это – позитивный момент для рынка», – добавляет Ергали Бегимбетов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.