Что из ожиданий от тенге не сбылось в этом году
Эксперты подвели итоги валютного рынкаТенге завершает год на достаточно позитивной ноте, единодушно решили опрошенные корреспондентом «Капитал.kz» эксперты. Однако он мог показать еще более позитивные результаты, считают некоторые из них.
Для нацвалюты уходящий год был довольно хорошим, полагает генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев. Цена на нефть держалась в коридоре $55-65 за баррель, периодически поднимаясь выше этой отметки. Тема санкций против России почти полностью ушла с повестки дня, так как США были заняты торговой войной с КНР, ядерной сделкой с КНДР и решали вопрос с выводом войск из Сирии. В результате российский рубль также укрепился, пояснил он.
«Однако, на мой взгляд, действия Нацбанка не позволили тенге укрепляться на протяжении года, иначе справедливый курс доллара был бы в коридоре 360-370 тенге. Удерживая нацвалюту на слабых уровнях, Нацбанк позволил ей накопить значительный резерв прочности, благодаря которому она не ослабла выше 390 тенге, когда осенью была мощная атака на тенге под предлогом снижения цен на нефть, рисков мировой рецессии и новых санкций против РФ», – сказал Мурат Кастаев.
Нацбанк легко отразил атаку, в результате девальвационные ожидания игроков рынка снизились, и закупленные в надежде на рост доллара запасы валюты начали продаваться, пояснил эксперт. К этому прибавился позитив с внешних рынков, и тенге завершает год в коридоре 380-385 за доллар. Удерживая курс, Нацбанк также допустил рекордное укрепление рубля против тенге. В итоге появились перспективы снижения импорта из России, но в то же время риски увеличения инфляции из-за роста цен на импортную продукцию, пояснил Мурат Кастаев. Пока Нацбанк удерживает относительно комфортный баланс и по валютам, и по импорту, и по инфляции, считает наш собеседник.
«Подводя итог, следует отметить, что в 2019 году Нацбанк не позволил тенге укрепиться, хотя для этого были все фундаментальные факторы – и это стало главным несбывшимся ожиданием по отношению к тенге. Однако в то же время он не дал национальной валюте ослабнуть, когда на рынках сгустились тучи, а на казахстанских новостных порталах появились панические прогнозы о курсе доллара 450-500 тенге, и страхи относительно девальвации также не реализовались», – заметил Мурат Кастаев.
Этот год национальная валюта провела на позитивной ноте, согласился со своим коллегойдиректор департамента управления активами АО «Казкоммерц Секьюритиз» Нурлан Ашинов. У курса тенге не было резких колебаний, то есть движения были достаточно плавными. По данным Нацбанка, тенге начал год с 378,13 тенге за доллар и в течение 11 месяцев то укреплялся, то ослабевал незначительно, в ноябре средневзвешенный курс тенге составил 387,74 тенге за доллар.
«При этом он не поднимался выше 390 тенге. Что касается настроений населения, то, как это бывает чаще всего, оно ожидало более серьезного ослабления тенге, что было вызвано не какими-то фундаментальными факторами, а скорее недоверием к нацвалюте», – сказал Нурлан Ашинов.
Стабильность курса тенге к доллару – позитивный фактор как для казахстанцев, так и для отечественного бизнеса. Российский рубль в начале года стоил 5,65 тенге, а в ноябре уже 6,07 тенге. Ослабление курса тенге по отношению к российской валюте, по нашему мнению, связано с активным кэрри-трейдингом в РФ со стороны иностранных спекулянтов, а также с привлекательностью российских активов, заключил наш собеседник.
С экономической точки зрения серьезных структурных изменений в 2019 году не происходило, заметил в свою очередь независимый эксперт Павел Афанасьев. Текущий счет платежного баланса складывался с более ощутимым дефицитом преимущественно из-за сокращения торгового баланса, где в первую очередь наблюдалось увеличение импорта, во вторую – некоторое сокращение экспорта.
«Относительная устойчивость тенге по отношению к доллару в течение года способствовала усилению импорта. В остальном ситуация в экономике с точки зрения платежного баланса имеет все те же характерные черты – высокий импорт, отрицательный баланс первичных доходов (выплаты нерезидентам) и баланс услуг, а также не компенсирующий в полной мере дефицит текущего счета приток обязательств извне по финансовому счету», – отметил эксперт.
В результате перечисленных тенденций появилось давление на резервные активы Нацбанка. 2019-й завершается на базовой ставке в размере 9,25%, то есть на том же уровне ставка была год назад. В отношении общей ликвидности в системе Павел Афанасьев отметил, что отрицательное сальдо по операциям Нацбанка за год увеличилось практически на треть, что подчеркивает ее концентрацию на коротких сроках и ограничивающий характер денежно-кредитной политики.
«Риски более долгосрочного характера по-прежнему присутствуют, а это значит, что ждать каких-либо сверхоптимистичных экономических результатов в ближайшей перспективе не стоит. В последнем релизе по базовой ставке Нацбанк признал «слабо сдерживающие» денежно-кредитные условия, что обусловлено как раз таки ощутимым дефицитом текущего счета», – добавил аналитик.
Денежный рынок периодически немного «температурил», это можно было наблюдать по соответствующим скачкам волатильности, как на репо, так и на валютных свопах, где привлекаются «счастливые» держатели валютных пассивов, продолжил он.
«Но в целом сильных ударов по курсу тенге в течение года не наблюдалось. Только в очередной раз хочется все-таки напомнить, что устойчивая валюта не является самоцелью, а выступает инструментом, с помощью которого балансирует наша «прихрамывающая» рыночная экономика», – заключил Павел Афанасьев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.