БВУ сегодня конкурируют за «экранное» время клиентов
Заместитель председателя Halyk Bank Аскар Смагулов о последних тенденциях в сфере банковских IT- технологийО том, какие тренды повлияли на развитие инновационного направления в банках, а также почему 2020 год станет «поворотным пунктом» для финансового сектора страны в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал заместитель председателя правления АО «Народный Банк Казахстана» Аскар Смагулов.
- Аскар Сагидоллаевич, какие основные тренды уходящего года в банковской сфере вы могли бы выделить?
- Наверное, я бы выделил главный тренд 2019 года – это рост безналичной оплаты. Стоит упомянуть, что еще в прошлом году мы стали очевидцами того, как в Казахстане объем безналичных платежей в первый раз превысил по количеству наличные платежи. А уже в середине текущего года, по данным Нацбанка, соотношение составило – три к одному. Самыми популярными операциями были признаны: оплата товаров и услуг – порядка 46% и перевод с одного счета на другой – около 40%. При этом средняя сумма безналичного платежа возросла до 12 тыс. тенге, а одной интернет-транзакции до 16,5 тыс. тенге. Исходя из этих данных, я бы назвал такой тренд ренессансом банковского рынка, особенно в рознице.
- Хотелось бы услышать от вас о последних тенденциях, которые повлияли на развитие интернет-технологий в банковском секторе страны.
- Я думаю, во-первых – это бесконтактная оплата. В уходящем году она стала популярна благодаря таким флагманским продуктам, как QR-код и Apple Pay. Кстати, на прошлой неделе мы первыми из банков РК также презентовали аналогичное решение и для Android – Homebank Pay. Учитывая, что по статистике 2/3 населения Казахстана – держатели смартфонов именно этой операционной системы, мы надеемся, что новый продукт станет не менее востребованным у наших клиентов.
Во-вторых, я бы назвал – биометрическую верификацию, которую уже применяют некоторые финансовые институты. Если раньше этот механизм был на уровне теории, то сейчас он является полноценным компонентом современных банковских продуктов. Можно сказать, что все развитые страны используют верификацию, одни – в целях безопасности, другие – для упрощения клиентского опыта.
- В таком случае, насколько мы не отстаем от них?
- Я думаю, что мы движемся достаточно быстро в этом направлении и сейчас находимся в топ-25 стран по использованию современных технологий в мире.
- Сейчас стало модно внедрять роботизацию, я знаю, что Halyk Bank тоже не обошла стороной эта тема. По вашему мнению, способна ли она стать альтернативой человеческому труду и не повлечет ли сокращение рабочих мест?
- Главное, мы должны понимать, что роботизация делается не ради роботизации, а преследует определенную бизнес-цель: это либо сокращение расходов, либо улучшение качества предоставляемых услуг. И здесь возникает тонкая грань между автоматизацией и роботизацией. То есть автоматизация подразумевает исключение человеческого труда, а роботизация скорее воссоздает ту рутину последовательности, которую совершает сотрудник в процессе своей деятельности.
Что касается Halyk Bank, мы хотим, чтобы наши сотрудники добавляли ценность в этот самый процесс. И задача стоит – не сократить людей, а направить туда, где они были бы наиболее эффективны – для этого мы готовы их переобучать и перепрофилировать.
Сегодня наш банк занимает больше 40% казахстанского рынка, мы обслуживаем почти 11 млн клиентов, поэтому нам нужны работники в тех сферах, которые нацелены на улучшение качества обслуживания. Очевидно, что обычный менеджер принесет больше пользы, если у него освободится дополнительное время, например, для консультации клиента.
- На ваш взгляд, какие значимые события ожидают банковский сектор в 2020 году?
- Первым большим событием для банковской системы я бы назвал выделение из состава Национального банка отдельного ведомства – Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). Второе не менее важное – результаты оценки качества активов AQR, которые будут объявлены в начале следующего года.
И третье – проект «Использование принципа открытой архитектуры в финансовой сфере», обсуждаемый сейчас в диалоге между Ассоциацией финансистов Казахстана, Нацбанком и БВУ. Эта инициатива в обозримом будущем позволит всем участникам банковского рынка обмениваться данными о клиентах, но только при согласии последних. С точки зрения конкуренции потребителю будет проще переходить на обслуживание из одного фининститута в другой, получая наиболее выгодные предложения от любого игрока на рынке. Такая система давно уже практикуется в развитых странах Европы и США.
Кроме того, мы ожидаем, что 2020 год станет для Казахстана тем «поворотным пунктом», когда население со средним доходом придет на рынок инвестирования, предпочитая депозитам более выгодные инструменты для вложения финансовых средств. И мы, Halyk, в свою очередь готовы предложить новые интересные продукты в рамках деятельности банка и наших дочерних (брокерских) компаний.
- А насколько сейчас сильна конкуренция на профильном рынке?
- В настоящее время мы наблюдаем два противоречивых тренда. Первый – благодаря мобильному банкингу сузилось расстояние между потребителем и поставщиком услуг. Второй – у финансовых институтов идет борьба за качественное «экранное» время клиента (прим. автора – время, проведенное у экранов таких устройств, как смартфон, планшет, компьютер или телевизор), которое, по сути, ограничено. На этом поле мы все пытаемся конкурировать за одного конкретного человека.
- В этой связи, какие возможности предоставит Halyk Bank для своих клиентов в предстоящем году?
- В следующем году наши розничные клиенты получат новые сервисы и обновленный Homebank. Во-вторых, предпринимателям, которые работают в интернет-магазинах, будет предложен усовершенствованный платежный сервис E-pay. А те коммерсанты, которые осуществляют свою деятельность непосредственно из точек продаж, смогут применять два новых дополнительных устройства – Android POS, включающий в себя кассовый учет и оператора фискальных данных, а также технологию Tap to Phone, которая позволит превратить смартфон на базе Android с NFC-модулем в полноценный POS-терминал без использования дополнительного оборудования.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.