Тенге: 26 лет финансовой независимости Казахстана
Воспоминаниями о становлении денежной системы РК поделился Берлин ИришевО том, как формировалась финансовая система Казахстана и какие курьезы случались с банкирами корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал экс-председатель правления Alem bank Kazakhstan (ABK), ныне управляющий партнер французской консалтинговой компании Parlink Consulting, финансист Берлин Иришев.
Реальной датой отсчёта независимости Казахстана является День национальной валюты, считает собеседник. Тем не менее, нормальное функционирование денежной системы невозможно представить без банковской, убежден он.
К моменту введения национальной валюты ведущим банком Казахстана, вошедшим в мировую сеть БВУ – корреспондентов, по словам финансиста, стал возглавляемый им в начале 1990-х годов Alem bank Kazakhstan, который успел создать весь институциональный инструментарий, отвечающий международным банковским стандартам: вошел в системы SWIFT, Reuters, Visa, Master Card и создал свой процессинговый центр.
Именно поэтому котировка национальной валюты тенге в долларах стартовала в ABK, куда каждый желающий мог прийти и обменять доллары по курсу 4,7 тенге за $1, вспоминает Берлин Иришев
По его словам, Alem bank Kazakhstan в 1992-1994 годах был крупнейшим финансовым институтом страны, чистая прибыль которого за 1992 год составила $10 млн, за 1993 год - $21 млн, за 1994 год - $20 млн.
«К сожалению, сегодня он исчез с банковского ландшафта Казахстана, оказавшись объектом меркантильных интересов. И это был прерванный успешный взлет», - недоумевает собеседник.
Воспоминания о первых финансовых годах независимости Казахстана, по его словам, будут неполными, если не сказать о другом не менее важном событии для страны – выпуске первой платежной карты.
«25 лет тому назад ABK в партнёрстве с французским CCF вошёл в мировые платёжные системы Visa/Master Card и успел установить у себя первую процессинговую технологию с выпуском собственных карт под названием Alem Card. Это был большой прогресс в банковских технологиях, который нужно было доводить до уровня полной автономности», - рассказывает финансист.
Таким образом, по его словам, Alem bank Kazakhstan первым вошел в систему платежных карт, установив на улицах Алматы тогда еще неизвестные никому банкоматы, которые выдавали наличные деньги.
Вместе с тем экс-предправления ABK вспомнил «курьезную» историю, связанную с секретностью биржевых котировок.
«В первые годы независимости мы продолжали ориентироваться на Москву. Иногда егерь (доставщик секретных писем) наносил визит в банк (ABK – Ред.), доставляя письма с грифом «совершенно секретно». За них я расписывался лично, - рассказал Берлин Иришев. - Содержание одного письма, которое периодически затем повторялось, вызвало у меня недоумение. Под грифом «секретно» на имя президента страны, глава КНБ РК сообщал: «Цена тонны алюминия или меди на Лондонском рынке металлов на 1 марта составляла .... долларов». Тем временем уже был конец апреля. Какой абсурд! Мы страна - экспортёр цветных металлов на мировые рынки и должны были располагать информацией о ценах на них в режиме оnline без всяких грифов и штампов о секретности. Не говоря уже о том, что такая информация должна проходить на уровне биржевых маклеров, а не главы государства».
Спустя несколько месяцев Alem bank Kazakhstan развернул программу подключения к мировой сети Reuters и в отдельном кабинете банка засветились экраны агентства, которые отображали последние сведения с мировых рынков в режиме реального времени, включая курсы иностранных валют, движение котировок акций мировых компаний и цены на нефть, цветные металлы, добавляет собеседник.
«Сегодня такую информацию может видеть каждый из нас на своем компьютере. Как изменилось время и люди», - констатирует Берлин Иришев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.