Сергей Гуриев: Если вы плохо управляете банком, то должны отвечать за это
Российский экономист оценил ситуацию в банковском секторе Казахстана«Банки это особый случай: они там, где есть участие государства в форме страхования депозита. То есть банк берет у вас деньги (депозиты), а расплачиваться за это должно государство. Поэтому у государства возникает ответственность за качество управления банками, а у последних, наоборот, всегда будет присутствовать безответственность, потому что они (акционеры банков – Ред.) знают, что государство в любом случае расплатится перед вкладчиками. И этот конфликт интересов совершенно не такой, как в других секторах», – поделился мнением на встрече с журналистами в Алматы доктор экономических наук, профессор экономики университета Sciences Po (Франция) и экс-главный экономист Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Сергей Гуриев.
Напомним, в середине октября Касым-Жомарт Токаев подверг критике ситуацию, когда коммерческие банки в погоне за прибылью перенаправляют ресурсы на потребительское кредитование и таким образом снижают объемы финансирования реального сектора экономики, то есть малого и среднего бизнеса. Эта ситуация не осталась незамеченной со стороны международных наблюдателей. Рейтинговое агентство Moody’s высказало свою позицию относительно того, что рост розничного портфеля в банках второго уровня неуклонно ведет к рискам дефолта частных заемщиков, что в свою очередь увеличивает вероятность наступления нового кризиса, подобного тому, что произошел в 2014-2015 годах.
«Три года назад я уже отвечал: если спасая банки, не будут приняты определенные меры, вам придется опять их спасать, и дело не в том, хороший сегодня портфель у банков или нет, а в том, когда, вы реструктурируете банковскую систему и почистите балансы банков. Таким образом, вы создаете стимулы для собственников и менеджеров финансовых институтов опять не допустить кризиса. Но судя по отчету Moody’s, не все уроки 2014-2015 годов и даже 2008-2009 годов выучены. Сегодня я не возьму на себя ответственность предсказывать кризис (в банковской системе РК – Ред.) или нет, потому что предсказание кризиса может увеличить вероятность его наступления», – прокомментировал Сергей Гуриев.
Вместе с тем на вопрос чего ожидать после проведения оценки качества активов (AQR), в котором участвуют 14 крупнейших банков, занимающих порядка 87% банковского сектора Казахстана, эксперт ответил: «Что такое AQR? Это когда вы условно проводите анализ портфеля банков и говорите: у этого банка качество портфеля недостаточно высокое, пожалуйста, акционеры донесите денег. Нет у вас денег, в таком случае выпустите акции на рынок, привлеките новых инвесторов. Нет, тогда давайте будем думать, сможет ли государство как-то войти и размыть вашу долю, либо назначить каких-то дополнительных участников для принятия решений внутри вашего банка. Акционеры банков, в которых не хватает капитала, должны почувствовать последствия. Если они их не почувствуют, а государство скажет, что у них качество портфеля не очень хорошее и даст им денег просто так, тогда следующее AQR выявит новые проблемы.
Вопрос тут не в том, хорошо или плохо спасать банки, а в том, чтобы не приходилось спасать банки каждый год, каждые три года, или каждые пять лет. Необходимо, чтобы у акционеров и менеджеров банков были стимулы избегать плохого качества портфеля. Поэтому каждое спасение должно сопровождаться потерями для акционеров.
То есть если вы плохо управляете банком, то вы должны отвечать за это. Если государство всегда вас спасает без последствий для вас, то вы будете продолжать относиться к этому без должной дисциплины, что мы и наблюдаем во многих странах СНГ».
Тем временем казахстанская банковская система еще в начале 2000-х признавалась лучшей в СНГ, перейдя одной из первых к международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности, а также внедрив основные принципы контроля и регулирования Базельского комитета. Однако в 2007 году с наступлением мирового финансового кризиса, когда закрылся доступ к международным рынкам капитала, банковский сектор особенно остро испытал кризис ликвидности, на фоне которого произошел застой как на внешних, так и на внутренних рынках кредитования. Соответственно последовала череда событий, повлекших ухудшение показателей экономической эффективности казахстанских банков. Возникает вопрос, какое место сегодня отведено банковскому сектору РК в масштабе СНГ.
«Банковский сектор СНГ – это не очень хороший стандарт качества. Если взять для сравнения российскую банковскую систему, то она устроена очень странно: в ней присутствовали крупные частные банки, которые обанкротились или были национализированы. Среди 10 крупнейших банков России остался только один частный банк. В остальных госбанках качество управления рисков не очень высокое, поэтому по данным стандартам казахстанская банковская система находится достаточно высоко в сопоставимом состоянии. Но если смотреть в разрезе на лучшие российские банки, то это соответственно банки европейского уровня», – пояснил Сергей Гуриев.
Между тем по условиям договора о вступлении Казахстана в ВТО уже в декабре следующего года иностранным банкам будет разрешено напрямую открывать в нашей стране свои филиалы, которые в отличие от дочерних организаций предоставят полный доступ к ресурсам головного офиса. Данный факт вызывает опасение, не приведет ли это к большей конкуренции в финансовом секторе.
«Когда Россия вступала в ВТО, этот вопрос был одним из ключевых: страна настояла на том, чтобы иностранные банки не открывали свои филиалы, а создавали только дочерние общества, но я не уверен, что так будет и в РК.
И даже такие банки как Сбербанк и ВТБ опасались конкуренции.
Казахстанским банкам конкурировать с иностранными будет тяжело, потому что у иностранных банков есть последние передовые технологии и определенная репутация. Приведет ли это к росту кредитования, уже другой вопрос. Но в целом те иностранные банки, которые будут рассматривать Казахстан как место для разворачивания своего бизнеса, начнут искать новых клиентов. С другой стороны, очень важно, чтобы они понимали, что выдавать кредиты в иностранной валюте не надо. Я думаю, что главным их приоритетом станет кредитование в тенге, и это хорошо для населения, потому что стоимость денег у иностранных банков дешевле», – полагает российский экономист.
Возвращаясь к вопросу о финансировании реального сектора экономики, мы видим, что государство выделяет средства банкам второго уровня, которые размещают их на определенных условиях, в зависимости от той или иной программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Как правило, это происходит за счет субсидирования процентной ставки, что, по сути, противоречит рыночному механизму. Насколько эта государственная схема оправдывает себя?
«Я знаю эту программу, мы обсуждали ее долго в ЕБРР, и мне кажется, что мы пришли к выводу, что она работает неэффективно. Потому что это все-таки больше помощь банкам, а не реальному сектору. По крайней мере, тогда нам казалось, что она работает плохо», – заключил Сергей Гуриев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.