Почему надо признать криптоактивы законными
В Казахстане есть планы по легализации этой индустрииВ РФ не успели принять к назначенному премьер-министром страны Дмитрием Медведевым сроку закон о криптовалютах. Сначала его обещали принять 1 октября, потом 1 ноября и вот его снова перенесли и практически полностью изменили. В Казахстане регулирование этой индустрии осуществляется только в рамках МФЦА, но планы по легализации тоже есть.
Беларусь в конце 2017 года приняла декрет «О развитии цифровой экономики», согласно которому регламентировался оборот цифровых валют и токенов в стране. При этом доходы от операций с токенами не будут облагаться налогами еще до 1 января 2023 года, белорусам разрешили обменивать, майнить, продавать и покупать криптовалюты и токены за национальную или иностранные валюты; токены можно дарить и завещать, а деятельность по майнингу, покупке и продаже криптовалют не считается предпринимательством. Сейчас там уже работает первая официальная биржа криптовалют и запущен банк, который может проводить операции по выпуску токенов как белорусских, так и иностранных компаний, криптовалюту смогут покупать юридические и физические лица. Согласно законодательству Беларуси, токен – это цифровая ценная бумага, которая находится в виртуальном кошельке пользователя.
После легализации криптовалюты в Беларуси эта тема стала обсуждаться и в РФ, но дискуссия затянулась, и уже в начале августа текущего года премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал принять соответствующий закон о криптовалютах до 1 ноября. Парламент России не смог этого сделать ни 1 октября, ни 1 ноября: причина в «сырости» закона и конфликтах в определениях и интересах.
Этот законопроект до 1 ноября выглядел недоработанным, и, похоже, его глобальный смысл заключается в том, чтобы создать «хоть какую-то» версию для того, чтобы исполнить поручение главы российского правительства. Судя по количеству переносов сроков рассмотрения, эта тема доставляет серьезные неудобства, особенно в свете негативного отношения к криптовалютам со стороны Центробанка России.
Правительство РФ хочет, чтобы в стране появились криптобиржи, как в Китае, США и даже Беларуси, причем это не должно нарушать гегемонию регулятора. В итоге чиновники находятся между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, они должны выдвинуть законопроект, который не создаст ощущения тотального запрета, а с другой – прислушаться к регулятору, который защищает свою валютную монополию. К сожалению, учитывая все это, легальная торговля цифровыми валютами вряд ли станет реальностью в ближайшее время.
Сейчас законопроект почти полностью пересмотрен и внесен на рассмотрение в Госдуму заново. Центробанк согласился легализовать выпуск криптовалюты в том случае, если он будет происходить на закрытых блокчейн-платформах. Но ни о каком открытом хождении речи быть не может. Российский регулятор в этом видит прямую угрозу устойчивости финансовой системы. Кроме этого, работа на базе открытых платформ может негативно отразиться на возможностях ведения борьбы с отмыванием капитала. В итоге депутатам в РФ снова предстоит битва за крипту, и скорее всего, победит не она.
В Казахстане Национальный банк не раз напоминал, что единственным законным платежным средством на территории республики является тенге, в этой связи криптовалюта не может использоваться как средство платежа на территории страны. Таким образом, несмотря на отсутствие прямого регулирования со стороны основного регулятора, сегодня использование криптовалют в финансовом секторе по собственным или клиентским операциям, а также в качестве единицы расчетов противоречит законодательству.
Осенью 2017 года МФЦА стал развивать и продвигать рынок криптоактивов в Казахстане. В этом направлении удалось добиться результатов – в рамках МФЦА создано правовое поле для обращения криптовалют, регулирования и функционирования специальных торговых площадок, то есть бирж. Деятельность, связанная с обращением частной криптовалюты в пределах МФЦА, также выделена в качестве отдельного вида рыночных операций.
В настоящее время рассматривается возможность и общего регулирования данной сферы. Но учитывая еще более консервативную, чем в России, позицию регулятора – это будет сложный процесс, однако пройти его необходимо, особенно если Казахстан действительно хочет развивать цифровую экономику.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.