Ставка на зеленые бонды
На что рассчитывать экономике страныВопрос размещения зеленых облигаций для Казахстана актуален с точки зрения достижения цели устойчивого развития к 2030 году. А для Алматы – места, где расположены офисы крупных международных компаний, инвестирующих в экономику не только города, но и страны, а состояние экологии при этом давно вызывает тревогу – еще и вопрос безопасности. Есть ли реальные шансы найти инвесторов, которые вложат свои капиталы в зеленые бонды, на какой объем денег можно рассчитывать и сколько придется платить по этим долговым инструментам корреспондент «Капитал.kz» выяснял в разговоре с экспертами финансового рынка.
«Идея выпуска зеленых бумаг, безусловно, благоприятно повлияет на развитие проектов в сфере зеленой экономики в Алматы, так как именно в мегаполисе вопрос экологической безопасности стоит особенно остро. К примеру, согласно исследованию общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия», 44% горожан отмечают проблему загрязнения окружающей среды в качестве основной и большей, чем проблемы коррупции или преступности», – рассказала старший аналитик департамента прикладных исследований Центра исследований прикладной экономики Амина Бауыржан.
Проекты в сфере зеленой экономики являются одним из приоритетных направлений МФЦА. Привлечение финансирования под зеленые проекты – идея хорошая, однако это новое инвестнаправление, и оно находится на стадии зарождения не только в Казахстане, но и во всем мире, считает генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев.
«Также стоит отметить, что зеленое финансирование – лишь инструмент, а подход к оценке проектов, рисков и т.д. является таким же, как и при классическом финансировании. И если некий проект не может привлечь обычное финансирование, то привлечь зеленое будет еще сложнее, так как ликвидности в этих инструментах в сотни раз меньше», – добавил он.
Улучшение экологии в Алматы является сегодня, пожалуй, одной из самых актуальных проблем города. Поэтому в привлечении инвестиций в данную сферу, в том числе за счет выпуска зеленых облигаций, заинтересованы власти мегаполиса, заметил
глава АО «Сентрас Секьюритиз» Талгат Камаров. До сегодняшнего дня Алматы привлекал облигационное финансирование в рамках государственной программы жилищного строительства «Нурлы жер», но в результате роста мегаполиса рано или поздно на первый план выходят вопросы экологии.
Амина Бауыржан заметила, что отличие зеленых бондов от простых в том, что эмитент не просто выпускает бумаги для финансирования своей основной деятельности, а заявляет, что направит средства на реализацию конкретного проекта с положительным экологическим эффектом.
«Сложности тут могут возникнуть в механизме выпуска бумаг. Дело в том, что к зеленым облигациям в отличие от обычных выдвигаются дополнительные требования. Эмитенту придется верифицировать направленность проекта, пройти экологическую экспертизу и даже после выпуска бумаг постоянно сдавать аудиторскую отчетность. То есть без найма серьезных игроков аудиторского рынка тут не обойтись, что влечет за собой дополнительные расходы», – добавила она.
Из этого следует, что небольшие проекты по защите окружающей среды в Алматы, скорее всего, не смогут привлечь капитал за счет размещения зеленых облигаций. После завершения срока действия облигации эмитент обязан выплатить все средства и проценты, прибавленные к номинальной стоимости. Другими словами, лишь рентабельные проекты могут рассчитывать на привлечение капитала, отметила Амина Бауыржан.
На сегодняшний день МФЦА активно сотрудничает с акиматом Алматы по формированию пула зеленых проектов, для которых можно использовать новые финансовые инструменты. И на данный момент достоверно неизвестно, о каких проектах идет речь, заметила она.
Основными трудностями при размещении зеленых бондов являются их ликвидность, длительные сроки окупаемости проектов, которые с их помощью финансируются. У МФЦА, возможно, уже есть инвесторы, которые выразили намерения инвестировать в этот инструмент, однако опыт позволяет считать, что когда дело доходит до оценки рисков и принятия решения о вложении денег, то тут все решает холодный расчет.
«Мы считаем, что без значимого участия государства в виде гарантированного заказа, субсидий или госгарантий по займам инвесторы не рискнут финансировать наши зеленые проекты на рыночных условиях», – сказал Мурат Кастаев.
Если все же говорить о том, проекты в каких отраслях могли бы рассчитывать на привлечение финансирования с помощью зеленых бондов, то, по мнению нашего спикера, они, скорее всего, относятся к энергетике, переработке отходов. В этих сферах так или иначе задействовано государство, пояснил он, так что без властей в любом случае ничего не будет решаться.
«На первом этапе максимальный объем средств, привлеченных с помощью зеленых инструментов, мы бы оценили в сумму до $50-70 млн. Основными инвесторами могут выступать международные институты развития – Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Евразийский банк развития – они будут бенчмарком для частных инвестиционных структур. Если инвесторами станут международные институты при гарантиях со стороны государства или квазигосструктур, то доходность по зеленым облигациям может быть порядка 11-13% в тенге и 5-7% в долларах США или евро», – уточнил Мурат Кастаев.
Если пилотные проекты размещения будут успешными, то за ними могут последовать и частные размещения, предположил он. Однако нельзя ожидать, что если в целом в экономике есть проблемы с привлечением финансирования, то на ее «зеленом» островке все будет легко и прекрасно, резюмировал эксперт.
«Пока сложно говорить о трудностях или успехах размещения этих бондов, поскольку еще не было ни одного выпуска, но так как МФЦА является специальной площадкой привлечения глобальных инвестиций в нашу экономику, а климатические облигации набирают популярность в мире, то рано или поздно размещения зеленых облигаций в Казахстане должны состояться», – считает Талгат Камаров.
В международной практике интерес к зеленым облигациям стимулируется налоговыми льготами для инвесторов, в Казахстане инвестиции в биржевые облигации уже освобождены от выплаты налога на доход, соответственно дополнительным государственным стимулом для привлечения инвестиций в муниципальные зеленые облигации могло бы быть субсидирование части вознаграждения инвесторов из республиканского бюджета, рассудил наш собеседник.
Зеленые инвестиции могли бы пойти, например, в строительство БАКАД, в перевод городских ТЭЦ с угля на газ, в строительство электрических зарядных станций для электроавтомобилей.
«Каждый проект, как правило, должен финансироваться индивидуальным выпуском облигаций, а для этого нужно составить ТЭО. На основании этого высчитывается необходимый объем инвестиций. В целом же, по неофициальным оценкам, капитализация мирового рынка зеленых облигаций составляет порядка $400 млрд и этот показатель быстро прирастает», – заметил Талгат Камаров.
Наиболее крупными инвесторами в зеленые облигации традиционно являются пенсионные и страховые фонды, и если ориентироваться на международных инвесторов, то отдельным выпускам облигаций необходимо присвоить кредитный рейтинг, и как раз он вместе с рыночными ставками по привлечению капитала будет определять размер доходности, которая будет выплачиваться по зеленым бондам, считает эксперт.
«В случае с исламскими зелеными облигациями ставка размещения напрямую не оговаривается, так как по законам шариата заимствование под проценты запрещено. В случае обычных облигаций ставка будет определена исходя из сложившейся книги заявок», – добавил Талгат Камаров.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.