Инвестиции в Казахстан: почему приходят и куда могут уйти
Недопонимания с инвесторами в Казахстане происходят либо из-за технических, либо нормативных ошибокИностранные инвесторы в Казахстане выделяют три проблемы, которые вызывают у них дискомфорт при запуске проектов. Первая – преференции предоставляются при условии, что сумма инвестиций должна составлять 12 млн евро и выше. Вторая – инвестора вынуждают отдавать приоритет казахстанским производителям сырья, оборудования и строительных материалов при строительстве или запуске производства. И третья – инвестор не может начать строительство объекта параллельно с процедурами согласования и утверждения сопутствующих документов.
Но исходя из анализа имеющейся практики, утверждают в национальной компании «Kazakh Invest», все недопонимания с инвесторами в Казахстане происходят либо из-за технических, либо нормативных ошибок.
«Например, был случай, когда брокер неправильно заполнил поле в документе. Как результат, инвестору был выставлен штраф и арестована продукция. Специалисты Kazak hInvest подключились к проблеме по растаможке, привели в порядок документы и проблему решили. Был кейс, когда машиностроительному предприятию комитет дал заключение не по своему профилю, вместо другого, который непосредственно должен был заниматься документом. В итоге на тот момент налоговый комитет выставил предприятию уведомление на 4 млрд тенге. Специалисты Kazakh Invest потратили на разбор и решение проблемы по данному кейсу восемь месяцев. В итоге спор разрешился в пользу инвестора», – говорит заместитель председателя правления АО «Национальная компания «Kazakh Invest» Биржан Канешев.
В Казахстане в списке проблем для инвесторов нет сложностей с ввозом оборудования зарубежного производства, подчеркивает заместитель министра иностранных дел РК Ермек Кошербаев.
«У нас работают несколько площадок, основная функция которых – рассматривать проблемы инвесторов. Например, Совет иностранных инвесторов при президенте, Совет по улучшению инвестиционного климата при американской торгово-промышленной палате. Мы работаем над всеми вопросами и проблемами, которые в разных форматах встреч озвучивают иностранные инвесторы. Мы также не делим их по «калибру»: мелкий, средний или крупный. Внимательно относимся ко всем, кто обращается в Kazakh Invest, или озвучивает свои проблемы на всевозможных диалоговых площадках», – утверждает Ермек Кошербаев.
Где место некрупному инвестору?
Однако список проблем, с которыми сталкиваются зарубежные инвесторы, они сами сокращать не собираются. По словам генерального директора Schneider Group Кирилла Афанасьева, в Казахстане стоит снизить порог суммы, при которой инвестору могут предоставляться преференции.
«Инвестору, который готов вложить в строительство завода или цеха 3-5 млн евро, советуют запускать проект в специальных экономических зонах страны (СЭЗ). Но если в его планах построить объект в Алматы, а не в Атырау, который для него экономически непривлекателен, почему он должен оставаться в Казахстане? Возможности запускать подобные проекты в Кыргызстане, Узбекистане или даже в России у него всегда есть», – сказал Кирилл Афанасьев.
По его мнению, в Казахстане стремятся привлечь иностранных производителей, в том числе и для того, чтобы обеспечить продукции европейское качество. При этом, когда речь заходит об использовании оборудования, сырья или стройматериалов, к чему инвесторы привыкли, например, в Германии, то ему это удается с трудом или вовсе не разрешается. «Не надо иностранным инвесторам навязывать продукцию казахстанских производителей сырья, оборудования или строительных материалов. Потому что в этом случае готовая продукция немецкого завода будет казахстанско-немецкой. Но ведь сама цель – получать на выходе товар со 100% европейским качеством. Кроме того, прежде чем этот завод запустить, на 1-2 года растягиваются процедуры по согласованию и подписанию бизнес-планов и инвестконтрактов. Для бизнеса время действительно деньги, и все должно происходить быстро. Позвольте инвесторам параллельно заниматься обсуждением с правительством инвестконтракта и его реализацией», – отмечает генеральный директор Schneider Group.
Улучшая наработанное
В качестве позитивных изменений и условий, которые предоставляются инвесторам в стране, - это налоговые преференции, которые в списке преимуществ стоят на первом месте. Многие зарубежные компании, запускающие свои проекты в Казахстане, также отмечают слаженную работу электронного правительства, которое позволяет быстро и максимально прозрачно получать необходимые документы и лицензии. Высоко оценивают они и профессиональное содействие по всем возникающим вопросам специалистов Kazakh Invest.
«Если инвестор приходит в Казахстан для создания новых производств, то здесь у него неплохие условия. В России, например, гораздо выше НДС – 20%, в Казахстане –12%. Подоходный налог одинаковый, но предусмотрено освобождение от налога на дивиденды через три года владения компанией. В принципе налоговый климат для инвесторов хороший. Администрирование примерно на том же уровне, что и в России. Но не хватает прозрачности, потому что в России все решения суда по налогам публикуются. В Казахстане этого нет. На сегодня для меня коррупционная составляющая – неактуальная проблема, поскольку в «материнских» компаниях очень жесткий контроль и они не участвуют в каких-то махинациях. Может быть, это касается среднего и малого бизнеса, но большие компании с этим, в большинстве своем, не сталкиваются», – отмечает Кирилл Афанасьев.
Kazakh Invest в свою очередь напоминает, что в стране работают четыре площадки, призванные решать насущные проблемы инвесторов и организовывать условия для прихода новых проектов. Основная из них – при президенте страны, куда вносятся актуальные инициативы международных ассоциаций для бизнеса всех сфер экономики. Вторую площадку, которая занимается улучшением инвестклимата, возглавляет премьер-министр. Она на 80% состоит из иностранных представителей и работает в формате диалога бизнеса и власти.
«В прошлом году было принято беспрецедентное решение о назначении инвестиционным омбудсменом премьер-министра страны. Поэтому он действительно в курсе всех насущных проблем бизнеса и сам занимается защитой интересов инвесторов. За период его работы поступило более сорока обращений. Основная часть уже решена, часть находится в работе. То, что решить быстро не получается, выносится на обсуждение премьер-министру и совету директоров Kazakh Invest. Такой практики нет ни в одной стране мира», – отмечает Биржан Канешев.
К слову, Kazakh Invest является третьей площадкой или операционной компанией, которая приводит законы в действие. А также внедряет опыт лучших международных агентств по привлечению инвестиций, выполняя предусмотренные стандарты. С 2018 года по октябрь текущего года в национальную компанию поступило около 2000 обращений, в том числе через колл-центр, который работает в режиме 24\7 в выходные, праздничные дни.
Четвертая площадка при министерстве национальной экономики создана между министерствами и госучреждениями. Здесь выносятся на предварительное обсуждение все инициативы по инвестиционным задачам и защите прав инвесторов в стране. Основные институты, которые их защищают – Международный финансовый центр «Астана» и Международный арбитражный центр МФЦА, также в Нур-Султане на основе английского права работает суд МФЦА.
«Когда Kazakh Invest перешел в управление МИДа, я обратил внимание, что представителей нацкомпании в Европе практически нет. На мой взгляд, это было большим упущением, – отмечает Ермек Кошербаев. – Потому что те сотрудники, которые работали на Kazakh Invest в Европе, были гражданами этих же государств и демонстрировали низкую эффективность своей работы. Мы недавно решили, что отечественные представитель Kazakh Invest в зарубежной стране покажут большую результативность».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.