Как эффективно развиваться на банковском рынке
Когда сектор показывает скромную динамику роста кредитного портфеля, АТФБанк успешно его наращиваетСегодня у каждого из нас, чем бы мы ни занимались, есть немало возможностей, для того чтобы сохранить свои деньги и для того чтобы их приумножить. Кто-то, конечно, может и поспорить на тему того, насколько Казахстан – благоприятная площадка для деловых инициатив, но, пожалуй, нигилисты были и будут всегда и везде. Благо есть и другая категория людей, для которых успех – это не дело случая, а сознательный выбор. Словом, «караван идет»: экономика развивается, а вместе с ней растут благосостояние в стране и бизнес. Причем схема работает как в одну сторону, так и в обратную, и эти процессы неразрывно связаны с отечественным финансовым рынком.
Банковская система была и остается одним из его главных секторов, от развития которого во многом зависит и сама экономика. Приоритетным направлением банковского бизнеса по-прежнему является кредитование. Нынешние ставки по займам как для частных лиц, так и для бизнеса на казахстанском рынке примерно одинаковые, с небольшой разницей, которая на самом деле объясняется только степенью честности БВУ, с которой он скрывает или озвучивает дополнительные комиссии за выдачу и обслуживание кредита. Но, несмотря на то что банкам приходится работать в одинаковых условиях, некоторые из них нашли возможности нарастить свой кредитный портфель и сделать отношения с клиентами добрыми и взаимовыгодными. Так, конкурентным преимуществом в сфере банковских услуг стала та самая пресловутая клиентоориентированность, когда клиент, если и не диктует правила сотрудничества, то как минимум дает знать о своих предпочтениях и интересах с четким пониманием того, что к нему прислушаются.
В АТФБанке отношения с бизнесом ставят во главу угла. Ориентируясь на этот свой приоритет, банк проделывает большую работу. А что важно для каждого предпринимателя? Надежные партнеры и своевременный капитал. И как раз на двух этих принципах АТБанк выстраивает индивидуальные отношения с каждым клиентом. Так, сравним: в среднем по рынку срок рассмотрения заявки и выдачи кредита занимает 45-50 дней, в то же время в АТФБанке с помощью оптимизации и цифровизации бизнес-процессов это время сокращается в разы - до 10-15 дней. Ответ на вопрос «какой вариант удобнее клиенту?» очевиден.
Более того, предварительный прогноз по возможному партнерству бизнесмен может получить от банка день в день, а выдача кредита происходит в течение 5-10 дней. Таким образом, скорость принятия решения – важное преимущество работы АТФБанка, которое отличает его от многих игроков рынка. Ведь, как правило, деньги предпринимателю нужны еще вчера, потому что завтра уже будут другие цены на сырье, продукцию или услугу.
Второе правило АТФБанка - индивидуальный подход к каждому клиенту, отношение к нему, как к партнеру. За все годы своей работы банк сформировал серьезный кредитный портфель и сделал аналитику по разным секторам экономики, поэтому выступает для своих клиентов еще и консультантом. Он помогает им выстраивать прогнозы по их бизнесу, дает рекомендации о том, в какую сделку стоит входить и на каких условиях, а от какой лучше отказаться. Стратегия «win-win» в деле: все это делается для того, чтобы бизнес клиента уверенно «шел в гору» (win - раз), и тогда в его лице банк получит платежеспособного клиента и стабильные выплаты по выданному займу (win - два).
К тому же для действующих и потенциальных клиентов в филиалах АТФБанка нет закрытых дверей, то есть если у кого-то из них возникли вопросы, то с ними можно зайти и к директору филиала. И ни одна поданная заявка не останется не рассмотренной благодаря системе продаж, выстроенной в банке таким образом, что департамент малого и среднего бизнеса головного офиса всегда имеет доступ к данным обо всех поступивших в филиалы заявках. И здесь речь не только о строгом контроле над их исполнением, но и о том, что в случае возникновения тех или иных трудностей сотрудники головного оперативно подключаются, чтобы помочь разобраться в причинах и успешно разрешить ситуацию.
Благодаря такому подходу с момента активного кредитования кредитный портфель МСБ в АТФБанке увеличился на 65% в 2017 году, в 2018 году показатель прироста составил 42%, этот год по прогнозам банка завершится ростом в 45%, при этом кредитный портфель МСБ среди БВУ снизился в 2018 году на 2,1%, в 2019 году снижение произошло на 11,5%.
И, к слову, о надежности партнерства. Банк не только кредитует бизнес из собственных средств, он соответствует всем параметрам устойчивости, поэтому включен в список БВУ, которые участвуют во всех государственных программах поддержки бизнеса. Из них в числе приоритетных АТФБанк считает «Экономику простых вещей», «Дорожную карту бизнеса - 2020», Программу развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек» на 2017-2021 годы, Программу финансирования региональных проектов «Даму Регионы III», Программу поддержки субъектов в обрабатывающей промышленности из средств НФРК. В частности, по ДКБ-2020 субсидирование в банке получили 1150 проектов на сумму 178,72 млрд тенге
Общий кредитный портфель МСБ, профинансированный за счет средств госпрограмм за первое полугодие текущего года, составил 20% от общего кредитного портфеля МСБ. Нередко клиенты, которые сначала обращаются только за льготным кредитованием, со временем оценивают комфортные условия обслуживания в банке и начинают пользоваться другими продуктами: расчетно-кассовым обслуживанием, зарплатными проектами, продуктами по валютным операциям. Поскольку одним из важных показателей надежности банка является NPL, стоит упомянуть, что по кредитам, которые АТФБанк выдал на государственные деньги, он равен нулю.
Помимо кредитования в рамках госпрограмм, растет число займов из собственных средств банка. Здесь приоритетные отрасли определяются исходя из ситуации на рынке: торговля, сфера образования и производство всегда являются актуальными. Несмотря на то что АТФБанк активно кредитует в этих секторах, благодаря эффективному риск-менеджменту размер NPL по собственным средствам банка составляет менее 1%.
Еще одной «зеленой» зоной считается строительство доступного жилья благодаря реализуемым государством ипотечным программам «7-20-25», «Бақытты отбасы» и «Нурлы жер».
Менеджмент банка намерен продолжать работу в том же духе, то есть будет создавать для клиентов все больше и больше преимуществ, будь то новые продукты или апгрейд уже существующих. Это касается и сокращения сроков рассмотрения, и выдачи кредитов, автоматизации бизнес-процессов и комплексного обслуживания – всего того, что делает банк удобным для делового сотрудничества. Кроме того, АТФБанк намерен активно развивать и карточный бизнес как в розничном направлении, продвигая в массы свою вертикальную карту #1, так и выпускать корпоративные зарплатные карты, предлагая сотрудникам компаний интересные и выгодные решения, а их руководителям премиальный клиентский статус со всеми вытекающими из него преимуществами.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.